Константина Малицкая «Соловей» - сочинение

Цель:             ознакомить с художественным описанием «Соловья»; оказывать содействие пониманию учениками жанровых особенностей, развивать навыки рассказа на основе прочитанного, объяснение собственного понимания художественного образа; прививать умение защищать собственные доводы, учить пользоваться сведениями из энциклопедий и словарей, воспитывать любознательность, стремление к познанию мира.

Тип урока:     комбинированный.

Форма проведения: урок-игра.

Межпредметные связи: природоведение.

Оборудование: портрет писательницы, сборник произведений; доклады учеников о птицах Украины, рисунки с изображением соловья, записи с голосами соловья и других птиц, карточки самоконтроля, учебники.

Ход урока.

I. Мотивация учебной  деятельности. Сообщение темы  и цели урока.

Распределение на две группы: биологов, литературоведов, выбор спикеров и секретарей.

Объяснение учителя относительно заполнения карточки самоконтроля учениками (см. дополнение). Ученики самостоятельно замечают и оценивают свою работу на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашней задачи.

Прочитать наизусть стих К. Малицкой «Почему, почему, почему, земля моя...».

2. Дать ответы на вопросы:

    Что общего в произведениях Т. Г. Шевченко и К. Малицкой? 
    Можно ли обоих поэтов считать патриотами? 
    Неотъемлемая ли любовь к родине с любовью к природе? 
    Какие растения или птицы стали символами Украины? Назвать их.
    Без каких птиц мы не представляем родной край?
    Зачитать сообщение о птицах родного края.


III. Восприятие и усвоение учебного материала.

1. Слово учителя.

Какая прекрасная наша Родина! В любую пору года она очаровывает глаз яркими красками лета или золотой осени, сказочной красотой зимы или буйным цветением весны. Но наилучший уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы. Они - неотъемлемая частица нашей жизни. Они нас увеселяют, украшают наше настоящее пением, интересным, а иногда и загадочным поведением. Любовь к родному краю, увлечение его красотой и неповторимостью всегда вдохновляли писателей к написанию произведений. Среди них и Константина Малицкая, которая является автором рассказа «Соловей». Его еще называют художественным описанием.

•  Какая же разница между описаниями художественным и научным?

2. Ответы учеников. Запись определения в тетради.

Именно пение отличает соловья из других птиц. Давайте же послушаем этого непревзойденного певца. Прослушивание записи с пением соловья.

3. Заслушивание сообщения «Биологов» о соловьях.

! - Очень важная информация.

v - Хочу высказать свою мысль.

? - Нужна помощь, не понял.

1-й ученик. Соловей— птица семейства дроздовых. Лучший певец среди певчих птиц России. Выглядит довольно невзрачно. Верхняя сторона тела, крылья и хвост буро-коричневые, низ - буро-серый, надхвостье - рыжеватое. Самка мало отличается от самца. Длина тела 16-19 см.

Соловей распространен в лесной и лесостепной зонах Европейской части, на Северном Кавказе и на юге Западной Сибири и верхнего Енисея. Селится в кустарниках черемухи, калины, жостера, жимолости и др. кустарников, в лиственных и смешанных лесах, рощах, садах и парках, по берегам рек и ручьев, лесных ключей и источников. Наиболее распространен в лесостепных дубравах, особенно пойменных. В районы гнездовий соловьи прилетают во второй половине апреля и в мае. Первыми появляются самцы, через неделю - самки. Максимальной силы пение соловьев достигает в середине мая, когда самцы поют не только на звездах, но и днем (в средней полосе России это по обыкновению совпадает с зацветанием черемухи). В июне поют с 8-9 часов вечера до полуночи, потом до рассвета, в июле петь прекращают.

2-й ученик. Песня соловья - сильная, красивая, с богатыми, трелями свистков. У разных соловьев она может отличаться сложностью, совершенством, насыщенностью, набором и последовательностью звуковых фраз, или «колен», концовкой. Она может быть «стукотней» - « чо-чо-чови», «дробью» - «р-р-рци», «кукушкиным перелетом» - «кли-кли-кли». В одной песне насчитывается по обыкновению 6-7 колен, но встречаются певцы, которые используют подряд больше 12-ти колен. Персональной силой и совершенством отличается песня некоторых старых самцов, которые нередко первыми среди птиц, в тишине, начинают вечернее пение. Соловьи способны к наследованию - если в округе есть хороший певец, то улучшается пение и других самцов. Самцы, которые живут рядом, по обыкновению соблюдают время и очередность пения, не мешая друг другу. Позыв соловья - чистый, высокий свист « фью-фью», при тревоге он издает короткий и низкий звук «тр-р-р».

3-й ученик. Гнездо соловьи вьют в конце мая, на земле, из мелких сухих травинок, корешков, мхов. В конце мая - в начале июня самка откладывает 4-6 оливковых или оливково-коричневых яиц и она же насиживает кладку 13-14 суток. В середине июня появляются птенцы, родители кормят их 11-12 дней в гнезде и еще неделя докармливают малышей. В конце июля - в начале августа семейные группы распадаются и птицы начинают вести одинокую жизнь, кочуя по кустарникам вдоль опушек, долин рек и яров. На зимовку соловьи улетают в тропические районы Восточной Африки во второй половине августа - сентябре. Пища соловьев - насекомые (особенно муравьи), пауки, многоножки, дождевые червяки, а осенью - плоды и семена растений.

4. Консультирование.

Консультанты отвечают на вопросы учеников.

5.  Выразительное чтение художественного описания «Соловей» К. Малицкой подготовленными учениками.

6.  Словарная работа.

Литературоведы объясняют непонятные слова.

Ветерок — ветерок. Дунет — подует. Не голосит — не объявляет. Бузьки — аисты. Оповистка — сообщение, объявление. Поклонников — приверженцев. Непочетная — здесь: незаметная.

 

Квилит — о звуке, который напоминает тихий, жалобный стон. Мужчина — здесь: человек.

Пожиточный — полезный. Гадают — здесь: предусматривают. Слякоть — дождливая погода. Перестригать — предостерегать, следить. Пустая — озорная, непослушная.

7. Обмен впечатлениями от прочитанного.

    Что понравилось? 
    Что запомнилось? 
    Что нового узнали? 

8. Проблемно-поисковые задачи для групп.

1) Докажите, что образ соловья - это воплощение творческой личности, ее достойного поведения, максимальной самореализации. Напоминает ли этот образ человека?

2) Сравните описание К. Малицкой с другими художественными описаниями соловья.

IV. Закрепление знаний, умений, навыков.

Игры для групп.

За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.

    1.    Какая группа за 1-2 минуты вспомнит и запишет названия птиц нашей местности.

2. Отгадать загадки.

Белая заплата, Черная заплата. По дереву скачет.

(Сорока)

Не человек, а живет в хате.

(Шпак)

Бьется, бьется молоток, Поправляет нам садок.

(Дятел) Бедовый мальчик В теплой рубашке По дворам прыгает, Крошки подбирает.

(Воробей)

Ночью гуляет, а днем покоится, Имеет круглые глаза, видит среди ночи.

(Сова)

 

Позади - шильце, Впереди - черное суконце, Под низом - белое полотенце.

(Ласточка)







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Константина Малицкая «Соловей»