Константина Малицкая «Соловей» Теория литературы художественное описание - сочинение

Цель: учить учеников выразительно читать художественное описание «Соловей», понимать его жанровые особенности, объяснять собственное понимание образа соловья; развивать умение пользоваться дополнительными сведениями из энциклопедии и словарей, видеть отличия между художественным и словарным описанием соловья; воспитывать любовь к природе, к прекрасному, чувство добра и милосердия, будить стремление оберегать ее.

Тип урока: интегрированный урок-путешествие.

Оборудование: портрет К. Малицкой, энциклопедия, толковый словарь, иллюстрации, рисунки учеников, песни и стихи о соловье, рассказы, сказка Г. К. Андерсена «Соловей».

Люби природу не как символ

Души своей,

Люби природу не для себя,

Люби для нее,

Она - это мать. Будь же сыном...

М. Рыльский.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

1. Тестирование.

Один ученик возле доски, а другие пишут в тетради.

1)    В каком году родилась К. Малицкая?

а) 1872 г.;                       б) 1873 г.;                 в) 1874 г.

2) Под каким литературным псевдонимом она печатала свои произведения: а) Елена Пчилка;       б) Чайка Днестровая; в) Вера Лебедева.

3)   Кем она была по профессии?

а) Учитель;                     б) редактор;             в) врач.

 

4)  Кто написал музыку к стиху К. Малицкой «Почему, почему земля моя»?
а) П. Воронько;                                                  б) Майборода;

в) Д Сичинский.

5)   В каком селе родилась писательница?

а) Кропивники;                                              б) Топорика;

в) Западинцы.

6)   Чему посвятила писательница свою жизнь?

а) Науке и культуре;                                       б) воспитательной работе; в) благотворительности.

2. Выразительное чтение стиха «Почему, почему земля моя» (два-три ученика).

II. Мотивация обучения школьников.

1.   Объявление темы, цели, задач урока.

Запение к уроку: один из учеников читает стих С. Репейника «Брянские соловьи».

Взлетели вдруг к небам рощи

И луга с кудрявой лозой -

Защебетали серебряно соловьи

В Соловьях над серебряной Десной.

Ничего вокруг - лишь юное пение,

Лишь плесканье с мотива на мотив.

Как водопад - преходящее и вечное.

Я - ваш навеки,

Вы - навек мои.

Нас судьба общая друзьями назвала

Звените над миром, брянские соловьи,

Моя душа поет вместе с вами!

2.   Вступительное слово учителя украинской литературы.

Сегодня речь пойдет о соловье, этой любимой птичке, которой захватываются и поэты, и художники, и музыканты... Итак, недаром так много произведений посвящены этим прекрасным певцам, которые являются неотъемлемой частью нашей природы, за которую мы несем ответственность перед будущими поколениями.

Известные прозаические произведения В. Перепелюка «Степной соловушка», Б. Комара «Соловушка», Л. Смогаржевского «Соловей». Замечательные есть поэзии об этой птичке: Виктора Забилы «Соловей», Днепровской Чайки «Вольная птичка», Шевченко «Садок вишневый круг дома» и др.

 

На этом уроке мы познакомились с произведением К. Малицкой «Соловей». Природа родного края вдохновила писательницу на создание такого замечательного художественного описания. Еще сызмала любила девочка слушать пение соловья. Не раз просила маму: «Хочу услышать соловья и слушать те волшебные звуки: тёх - тёх, тюрк...».

3.  Запись темы урока в тетрадь.
Художественное описание — один со способов изложения материала в художественном произведении, который заключается в последовательном показе отдельных признаков, черт и свойств лиц, вещей, явлений природы и т.п.

С помощью описания писатель знакомит читателей с местом события (пейзаж), обстановкой, в которой живут персонажи (интерьер), внешним видом (портреты).

На нашем уроке мы осуществим путешествие в лес, чтобы послушать пение соловья. Но сначала нам необходимо подготовиться к путешествию.

4.  Коллективная работа.
Прослушав художественное описание соловья, дать ответы на вопросы:

1) К какому типу речи принадлежит текст? (Описание художественное) Докажите это. (К нему можно поставить вопрос какой?) (Рассказывается о чертах птицы, ее виде. В тексте много эпитетов, сравнений. Ученики зачитывают цитаты из текста).

2) Что вы раньше уже знали о соловьях? Юные любители природы рассказывают о соловьях. Известно, что соловьи бывают степные, полевые и лесные. Они довольно находчивые. Прежде всего, в полях еще немало соломы, где они находят себе пищу и защиту от холода. Кроме того, с солнечной стороны на кусках пашни, на холмах есть отталины, где они прячутся от холода, находят прошлогодние зерна. На вид это обычная серая пичужка величиной как скворец.

Бывает, что соловьи бьются за любимые места гнездования. Однажды под домом в сирени я увидел две серенькие птички. Притих, слежу, что они будут делать. А они взлетели вверх, ударились друг об друга и, пикнув, упали в куст. Думаю погибли, неосмотрительные стали, когда услышал пение соловья. И почти в тот же миг отозвался и второй соловушка. И началось, и понеслось. Один заведет, второй пересвистывает. Ощутив слабость соперника, начинает нежно вуркотеть, чтобы таки заглушить его. «Коленца» пения сменяются друг за другом, голос их звучал на весь двор. Я чуть ли не смеялся, забыл даже, куда шел. Когда слышу: один голос все крепчает и будто торжествует, а второй слабеет, замолкает. Видно, соперник стал выдыхаться. Наконец совсем замолк. И сразу вылетел, горемычный, из сирени. Пришлось ему другое искать место.

3)   А каких еще птиц, которые живут на территории Украины, вы знаете?
Это аисты, ласточки, воробьи, горлицы, дятлы, удоды, скворцы, сычи, галки, куропатки, стрепеты, глухари, кукушки, ремезы, чайки, коростели, поползни, синицы и прочие.

4)   Что нового вы узнали о жизни соловьев?
Что соловей может жить и в неволе, но песня его не такая, отличается от той, которая звучит на свободном пространстве. Она печальная, отрывистая,  будто мысль узника.

Юный исследователь природы. Соловей уничтожает вредных насекомых. Он может быть барометром: если соловей тоскливо трещит целую ночь - это на долгодействующую постоянную природу, когда поет с перерывами - говорят, что слякоть настанет.

1-й исследователь. Из энциклопедии я узнал,
 что это оливково-бурая птица, размером с воробья, не предрасполагает внимания своей окраской. Лишь хвост и покровные перья хвоста с рыжим бликом
помогают увидеть его на земле, где он передвигается прыжками.
Ощутив опасность, поднимает и опускает хвост и выдает: кр-р-р кр-р-р. Тем не менее, он с давних времен привлекает внимание человека замечательной песней. Распространен от Украины, Беларуси, Прибалтийских республик до Западной Сибири. Встречается в Финляндии, Швеции, Польше, Венгрии, Румынии. Поселяется в лесах, садах, где есть густой подлесок или кустарники, особенно в лиственных.

Прилетают соловьи с мест зимовки - с Восточной части Африки довольно поздно: в конце апреля - в начале мая. Летят ночью. Первыми появляются самцы, которые занимают гнездовые участки и через несколько дней начинают петь. Со временем прилетают самки. Гнездо соловей устраивает в яме на земле, изредка над землей возле основы куста. Строит гнездо около двух недель. В кладке бывает четыре-шесть яиц оливкового, коричнево-оливкового или темно-шоколадного цвета, которые насиживает самка около 14 дней.

2-й исследователь. Самец в это время поет вплоть до конца гнездового периода. Птенцы рано оставляют гнездо, самостоятельно находят себе пищу.

Питаются соловьи насекомыми и их гусеницами, которых находят на поверхности почвы, а осенью - еще и ягодами. В поисках пищи птицы держатся поодиночке. В августе-сентябре соловьи начинают перелет на юг.

 

Основными врагами соловьев являются коты и хорьки, которые вылавливают птиц, разрушают гнезда. Вот почему в некоторых садах, парках эти птицы не гнездятся.

Юные художники демонстрируют рисунки.

Учитель зарубежной литературы. Сказка Андерсена «Соловей» посвящена важной теме - силе большого и настоящего искусства. Писатель противопоставляет живую красоту искусственной красоте.

Прослушаем пение соловья. (Звучит аудиозапись). Эти волшебные звуки нельзя сравнить ни с чем, так как они - наша несравненная природа-матушка. Вот такое пение вызвало слезы потрясения и увлечения даже у китайского императора, отгороженного от простых людей, естественной красоты стенами дворца и придворными.

5.   Инсценирование сказки Андерсена «Соловей».

Юные артисты инсценируют отрывок из сказки - разговор соловья с императором.

6.   Словарная работа:
 Камергер— придворный чин.
Черная магия —  злое ворожение.
Горничная— прислуга в комнатах.

Сапфир— драгоценный камень, синего цвета.

Клейноды— знаки власти.

Беседа:

1)   Как можно охарактеризовать соловья из сказки?

2) Кто спас императора от смерти и почему?

3)   Почему соловей не советовал разбивать искусственного соперника-соловья?

4) Почему соловей попросил императора держать в секрете его с ним разговор?

5)   Чему учит сказка?

III. Закрепление изученного.

Учитель украинской литературы

1)   Что есть общего в этих двух произведениях? (В обоих произведениях эта маленькая птичка олицетворяет саму природу, ее красоту, мудрость, независимость, творческую личность).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Константина Малицкая «Соловей» Теория литературы художественное описание