👍Сочинение Литература и фольклор – казна духовных богатств человечества По произведениям русской литературы
Литература и фольклор – казна духовных богатств человечества - сочинение

Цель: донести до сознания учеников, что литература и фольклор — казна духовных богатств человечества; показать роль книги в жизни человека; развивать интерес к познанию мира через чтение художественной литературы; воспитывать положительные качества характера на основе общечеловеческих ценностей.

Оборудование: книжная выставка произведений мировой литературы для детей, карта мира, библиотечные формуляры учеников. Теория литературы: литература, фольклор, художественная литература, национальная литература, всемирная литература, оригинал, перевод.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.

Слово учителя.

— Сегодня мы с вами отправляемся в захватывающее путешествие по страницам зарубежной литературы. «Зарубежная» означает, что мы будем знакомиться с литературой, написанной за рубежом, за границами нашей родины.

— А какие страны вы знаете?

(Выяснение вопроса с помощью интерактивной игры. Выходят к доске три ученика (по желанию), поочередно делают шаг вперед, называя какую-то страну. Победителем будет тот, кто пройдет как можно дальше).

— Взгляните на карту мира. Сколько здесь разных стран, какая разнообразная местность! Здесь равнины и горы, суша и реки, и моря, леса и пустыни, ледяные пространства и знойные, непроходимые джунгли. Кстати, и народы, которые населяют эти края, по внешности, языку, быту, обычаям и традициям так же разные.

— А что объединяет эти народы? (Общая матушка-земля, работа, любовь, добро и даже зло, которое иногда совершается; стремление к красоте и творчеству).

II. Организационный этап.

Заведение тетрадей и «литературоведческих словариков» на первых двух страницах. Ознакомление с учебником, его структурой, предисловием-обращением к пятиклассникам*.

III. Объявление темы, цели, задач урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя.

— Хочется думать, что книга — ваш давний друг. Выясним это, заглянув в ваши библиотечные формуляры. (Анализ читательских интересов детей, определение наиболее активного читателя в классе). Итак, речь на нашем уроке будет идти о литературе. А что такое литература? Выясним это, создав коллективно «ассоциативный портрет» слова «литература» (из педагогики).

Комментарий для учителя

Написать на доске:

Л - любовь, человечность, человековедение...

И - интерес, инициатива...

Т - творчество, труд...

Э - энергия, энтузиазм...

Р - ум, рулевой...

А - активность, аккуратность...

Т - общительность, терпение...

У - внимательность, внимание, условность...

Р - радость, спасатель...

А - артистизм, азарт, авто...

— Если все эти слова-ассоциации объединить, то окажется, что литература — короткое слово, которое доходит к сердцу человека, пробуждает в нем любовь, стремление к Добру и Справедливости. Она вызывает

Интерес к миру, его проблемам, желанию усовершенствовать жизнь. Литература - это творчество самых умных, самых талантливых людей - писателей, труд, отмеченный в веках. Это зафиксированная энергетика мыслей и ожиданий прошлых поколений, их ума. Литература всегда ассоциируется с хорошей книгой - руководством и товарищем. Правда иногда приходится прибавить немало усилий, терпение, чтобы усвоить книжную мудрость. Тем не менее, сколько радости бывает от встречи с любимыми персонажами! Литература часто спасает нас от скуки и печали. Как начнешь что-то читать, то не можешь оторваться - что же там дальше, что случится с героями? О литературе мы вспоминаем и тогда, когда смотрим мультфильмы и фильмы по известным народным сказкам, литературным произведениям. (Могут быть и другие ученические и учительские версии).

V. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Работа с литературоведческими терминами.

- В одной из древнейших и самых уважаемых в мире книг - Библии - сказано: «Сначала было Слово...». Словом можно поддержать человека, добавить ему сил, улучшить настроение, даже вылечить. Но словом можно и обидеть человека, огорчить, даже убить. А художественная литература - это и есть искусство слова.

Записи в литературоведческий словарик.

Художественная литература - один из видов искусства, которое образно воссоздает жизнь с помощью слова, языка; с помощью воображения, фантазии писателей создает новую реальность.

Литература определенного народа называется национальной.

Совокупность всех национальных литератур называется всемирной литературой.

Всемирная литература создана языками разных народов. Поэтому не каждый может с ней ознакомиться, если нет переводчика. Есть люди - полиглоты, которые говорят на нескольких языках. Таким, например, был украинский ученый, писатель Агатангел Крымский, который знал 60 языков.

Чтобы перевод сохранил всю красоту и художественные качества оригинала, необходимо знать хорошо не только язык, а и обычаи, традиции, характер народа, с языка которого он делается. Ведь существуют некоторые выражения, понятия, которые дословно перевести нельзя. Поэтому переводчик является будто бы соавтором переведенного им художественного произведения. Особенно это касается стихов.

Итак, есть автор и переводчик книги, оригинальное произведение и перевод.

Записи в литературоведческий словарик. Оригинал - текст, с которого делают перевод другим языком. Перевод художественного произведения - воспроизведение содержания и формы литературного произведения, написанного одним языком с помощью средств другого языка.

2. Работа с учебником.

Прочитать самостоятельно статью учебника (С. 10-12 - по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 10-13 - по учебнику Е. Волощук) и дать ответы на вопросы:

Какой факт, событие, мысль в статье учебника показались вам наиболее интересными? Почему?

О каких национальных литературах говорилось в статье учебника?

Какие вопросы возникли у вас в связи с прочитанным?

3. Слово учителя.

— В седую давность, когда люди еще не знали письма, существовало устное народное творчество - сказки, легенды, загадки, пословицы, присказки, песни и т. п.

Так люди старались описать окружающую красоту, стремились передать детям свои мечты и ожидания, моральные законы и правила общежития, наконец, произведенную веками жизненную мудрость. Устное народное творчество называют еще английским словом фольклор.

Записи ы литературный словарик.

Фольклор - устное народное творчество.

— Всего три столетия тому назад люди догадались записывать народные сказки, легенды, песни и другие виды фольклора и изучать их. Оказалось, что это - непочатый источник народной мудрости,

Настоящая казна образов, мыслей, художественных приемов не только для писателей, а и для всех читателей.

4. Работа с учебником.

Найдите на с. 13 (учебник Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко) ответы на вопросы:

Как называются люди, которые собирают и изучают фольклор?

Кто из знаменитых сказочников были активными собирателями фольклора?

О чем так говорят: «душа нации, казна ее мудрости и опыта, первоисточник национальной литературы»? (с. 27-31 учебника Е. Волощук).

VI. Закрепление изученного материала.

1) Какое произведение древней литературы называют «Книгой книг» и считают священной? (Библию).

2) Какой герой имел на спине собственный пропеллер, жил на крыше и очень любил лакомство? (Карлсон).

3) Какие храбрые рыцари спасали честь французской королевы? (Три мушкетера).

4) Кто наибольший фантазер и выдумщик в мире? (Барон Мюнхгаузен).

5) Как звали мальчика, которого воспитали звери и который стал предводителем стаи? (Маугли).

6) Кто сумел 28 лет прожить на безлюдном острове? (Робинзон Крузо).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Литература и фольклор – казна духовных богатств человечества