👍Сочинение Литература родного края И Сенченко «Рубин на Соломенке» По произведениям русской литературы
Литература родного края И Сенченко «Рубин на Соломенке» - сочинение

Цель: продолжение знакомить школьников с писателями родного края, в частности с жизнью и творчеством И. Сенченко, проанализировать идейное содержание его произведения «Рубин на Соломянке»; развивать культуру связной речи, читательский кругозор, умение анализировать художественное произведение, делать обобщения, выводы, необходимый комментарий; формировать эстетичный вкус у школьников; воспитывать любовь к родному краю, уважение к его писателям; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет И. Сенченко, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами.

• Какие писатели родного края вам известны? Можно ли их считать патриотами, культурными деятелями Харьковщины?

• О чем пишут творцы Харьковщины?

• Чем привлекают вас произведения писателей родного края?

•  Хотели ли бы вы стать художником слова? Каким образом вами достигалась эта цель?

• Какие проблемы поднимают писатели Харьковщины? Почему они поучают своих читателей?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

    Сложная у них (моих героев) жизнь. И прекрасная. Но они такие маленькие, что даже не знают этого.
    И. Сенченко.

3. Обработка произведения И. Сенченко «Рубин на Соломянке».

3.1. Выразительное чтение, пересказ отдельных интересных для детей эпизодов из произведения.

3.2. Тема: изображение жизни ремесленников, формирование личности Рубина под влиянием Каленика Романовича.

3.3. Идея: возвеличивание доброты, трудолюбия; ответственности за порученное дело (Каленик Романович); осуждение семей, которые не занимаются воспитанием своего ребенка, унижают его достоинство (семья Рубина); жестокости, коварства, фальши, бракодельства (кузнец Кальниболоцкий).

3.4. Основная мысль:

• формирование молодого человека влияет на окружение, в котором она находится; осведомленность в своем деле позволяет качественно его выполнять;

• «...ведь какими изуверами все были. Куда там! Вспоминаешь - волосы торчком! А какие орлы из тех сопляков вырастают!».

• «Когда с детства есть порох у человека, то... нигде он денется и во взрослом, только на другое обернется...».

3.5. Жанр: рассказ.

3.6. Композиция.

Экспозиция: знакомство с Рубином, его неординарным поведением; дружба Рубина с Калеником Романовичем.

Завязка: приглашение Каленика Романовича на завод помочь сварить крюк, который разорвался от пульмановского вагона.

Развитие действия: жизнь Рубина у мастера училища.

Кульминация: положительный результат воспитания Рубина Калеником Романовичем.

Развязка: расцвет любви Рубина к Марьяне, удовлетворение стариков от того, что из мальчика вышел Человек.

3.7. Сюжет.

Рубин был одним из сложных воспитанников ремесленного училища. Жестокость, грубость - основные черты его характера. Под влиянием Лукийченко Каленика Романовича, мастера училища, он постепенно начал изменять свое отношение к окружающим, работе. Мастерство Каленика Романовича, его ответственность за порученное дело были образцом для воспитанника. После смерти матери, оставшись сиротой, Рубин тяжело страдает. Мальчика приглашает к себе жить Лукийченко. Старый мастер воспитывает Рубина, так как «ровное течение жизни мальчика было заполнено вспышками поступков странных и неожиданных». После окончания училища Рубин уехал в Нижнее Поднепровье. О нем печатают в газетах. Он старался быть таким, как тот, кто его воспитывал. Приехав к старикам, Рубин влюбляется в Марьяну, девушку, которую он в детстве едва не побил.

 Сюжетные линии:

• жизненная судьба Рубина;

• профессиональная деятельность, воспитание подрастающего поколения - жизненная миссия Лукийченко Каленика Романовича.

3.8. Проблематика произведения:

• ответственность и равнодушие;

• качество, добросовестность и фальшь, бракодельство;

• работа и праздность; получение наслаждения от прожитой жизни;

• любовь и ненависть.

3.9. Обсуждение идейного содержания произведения с вопросами.

• Почему Рубин приехал в ремесленное училище босым? («Ноги у него были большие, черные и порепаные; глаза - тоже черные; и брови также. Ботинки Рубин заработал в совхозе, но отец в последний день украл и пропил. Мальчик очень переживал потерю; его мучил стыд, что приедет в город босой. Он ждал насмешек»).

• Опишите внешность Рубина, когда с ним впервые знакомится читатель. («Взгляд Рубина был смелый, руки костистые; ноги большие и сильные; грудь у Рубина широкая, сам он худой и не очень ласков»).

• Охарактеризуйте поведение Рубина во время обучения в ремесленном училище. («Он начал задаваться. Иногда издевался над более слабыми, жадно искал стычек с сильными, как-то взял отвертку для больших шурупов и алмазом вырезал круглую дырку в оконном стекле. Его брали на работу, и каждый раз после прогулки он обещал, что больше не будет, но через неделю-второй снова заходила дурь в голову, и он двигался дальше, так как мальчик был здоровый и не всю его силу забирало обучение»).

• Каким был мастер ремесленного училища Каленик Романович Лукийченко? («Дед был красивый, говорил таким басом, будто в бочку бухтел. ...Возле горна он вел себя как дома, все знал и умел...»).

• Что свидетельствует о любви Каленика Романовича к своему делу? («С железом... прожил всю свою жизнь и, прожил так, почти не мог понять людей, которые не трепетали бы, увидел горн, раскаленный прут железа, сияние искр и синих пластинок циндры. Ему даже во сне снились эти черные, паровые молоты, обжимные прессы. Как же о кузнечном деле он мог говорить безразлично?»).

• Как Рубин изготовлял кочережку? («...Кует и сам ощущает, что рука у него бьет не так, что молоток не попадает куда надо. Он сосредоточивает всю свою волю, чтобы работа вышла как нужно. И вот его кочережка готовая. Она плосковатая, углы неправильные, поврежденная неловкими ударами молотка. Рубин смотрит на охладевшее и посиневшее железо сконфуженно»).

• Какой была история предоставления имени Рубину? («Дед и придумал мне имя, чтобы было красивое и чтобы к нему трудно было прицепить какую-то присказку»).

• Чем объяснить то, что после проведенного занятия Рубин изменил свое отношение к старому мастеру училища?

В каких условиях жил Каленик Романович? («Квартира... состояла из двух небольших комнатушек, одна из них была за светлицу, а вторая за кухню и столовую.

В светлице стоял праздничный стол, большая кровать, сосланная белой вязанной занавеской; пол был выкрашен светло-коричневой краской, сосланная от стола до порога плотной дорожкой. На подоконниках росло много цветов; Рубин увидел здесь калачик и сведенные на лесенки фуксии. В светлице над диваном висели две больших фотографии»). Как Рубин охарактеризовал своих родителей? («Отца у меня нет. Разве то отец? Мать он замучил. Все пропил. День и ночь пьет. И нигде ничего не делает»).

Чем мальчику понравилась Анна Сильвестровна? («...Казалось, что это говорит не бабушка, которую он сегодня впервые в жизни увидел, а мать - так много было общего в интонациях, даже в самом порядке языка. ...Она таки в самом деле сердилась, но тем добрым сердцем, как и мать»).

Из-за чего Рубин был недовольный, когда катался на санках и хотел отомстить Марии?

В чем оказались дружеские отношения Рубина с Калеником Романовичем? («Он начал часто бывать в них, играл с хозяином у дамки... но за наилучшие для себя он считал те часы, когда они с Калеником Романовичем оставались возле горна. И старый кузнец вводил Рубина в тайны своего ремесла, давал ему задачи и нетерпеливый, следил за тем, как мальчик неумело орудовал молотком»).

Как администрация цеха относилась к Каленику Романовичу? («Лишь очень большая неудача могла заставить администрацию цеха, где работает столько ковалей, обратиться к авторитету кузнеца отставного»).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Литература родного края И Сенченко «Рубин на Соломенке»