Сочинения > По произведениям русской литературы > Л Киселев Судьба молодого поэта «Стать бы хотя на менты считаны» «Земля такая горячая»
Л Киселев Судьба молодого поэта «Стать бы хотя на менты считаны» «Земля такая горячая» - сочинение


Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой
Судьба поэта Сергея Есенина
судьба поэта и поэзии у Пушкина


Цель: выразительно и вдумчиво читать программные поэзии Л. Киселева, объяснить собственное понимание их образного содержания, уметь комментировать художественные средства, объяснять скрытое, подтекстовое содержание образов произведений; развивать культуру связной речи, творческое воображение, логическое мышление, память, наблюдательность, умение грамотно высказывать собственную мысль; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения, любви к творчеству В. Киселева, небезразличного отношения к эмоциям и чувствам.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет В. Киселева, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами.

• Почему так необходимо ценить и уважать героическое прошлое нашего народа?

• Что говорят о человеке, который живет ради других? Ответ обоснуйте, приводя убедительные примеры.

 • В чем назначение человека на земле?

• Как каждый должен ценить красоту окружающей среды?

• Какую пользу приносят птицы? Наблюдали ли вы за их поведением? Свои впечатления прокомментируйте.

• Что вам известно о журавлях?

• Кто такие браконьеры? Почему они истребляют животных и птиц? Какое наказание вы бы предложили тем, кто уничтожает природу?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Основное содержание урока.

Люби природу не для себя,

Люби для нее,

Она - это мать. Будь же сыном...

М. Рыльский.

1. Жизнь и творчество Л. Киселева. (Материал для учителя).

Леонид Владимирович Киселев (1946-1968).

Поэт, прозаик. Родился в г. Киеве в семье русского писателя Владимира Киселева. Учился на факультете иностранных языков Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. Сначала писал стихи на русском языке, печатался в журналах «Новый мир», «Радуга» - тогда еще учился в десятом классе. Однако после «скандальной сенсации» стиха «Цари» (в котором пренебрежено лицо Петра І) его перестали печатать.

Через пять лет, в последний год своей жизни, начал писать и на украинском языке. Украинский язык, культуру он хорошо знал, понимал с детства. Как писал И. Дзюба, его семья принадлежала «к украинофильской части русскоязычной интеллигенции Киева. И что примечательно - в ней властвовал настоящий культ Шевченко». Украинская поэзия Л. Киселева увидела мир в газете «Литературная Украина», в журналах «Днепр», «Утро», «Отчизна». Имел неизлечимую болезнь, которая и оборвала его молодую жизнь. Посмертные сборники писателя (двуязычные): «Стихи» (1970), «Последняя песня» (1979), «Только дважды живем. Стихи, проза, воспоминания о поэте» (1991).

2. И. Дзюба - о Л.В. Киселеве.

«Конечно, Леонид Киселев оставался и дальше поэтом двух языков, двух культур, находя им благодатное объединение. Но именно украинское творчество стремительно нарастало, и именно в нем получал свое новое качество.

В чем оно? Прежде всего, может, в том, что гражданское чувство, которое всегда пульсировало в его поэзии, теперь набрало «наступательный» тон борьбы, и то борьбы, обозначенной кровной личной причастностью. Идеал свободы, всегда дорогой Леониду, теперь соотнесенный с исторической  судьбой Украины, а потому политически и эмоционально насыщенный. В его поэзию входит та национальная боль и протест, что и у В. Симоненко, Н. Винграновского, И. Драча... Полнота приобщения к образу Украины вывела поэзию Л. Киселева на новые горизонты, обогатила ее содержание и стилистику, увеличила психическую пластику. Она стала эмоционально открытой и, не теряя в интеллектуализме, соединила его с народнопесенной ментальностью, с фольклорно-мифологическими и космополитическими основами национальной поэтики».

3. Обработка поэзии Л. Киселева «Стать бы хотя на менты считаны».

3.1. Выразительное и вдумчивое чтение стиха.

3.2. Тема: стремление поэта сделать счастливым каждого человека на земле.

3.3. Идея:

Чтобы радовались все живые,

Чтобы не жил в одиночестве.

3.4. Основная мысль: назначение каждого человека на земле - создавать добро, любить ближнего.

3.5. Жанр: поэзия с гуманистическим пафосом.

3.6. Художественные средства.

Эпитеты: «менты считаны», «звонкая собачка».

Повторы: «Чтобы...».

Метафоры: «подарить рыцаря».

3.7. Беседа с вопросами.

Кто такой характерник казачества?

• Почему лирический герой поэзии стремится стать характерником?

• О чем свидетельствуют желание героя стиха?

• В чем усматривает свое назначение лирический герой произведения? («Чтобы радовались все живые»).

• Как герой стиха понимает счастье личное и окружающих его людей?

• О каких людях именно беспокоится герой поэзии? (Девочке, женщине-вдове, деде, бабе-сироте).

• Чем объяснить то, что герой хочет «стать... на менты считаны»?

• Чему поучает и над чем заставляет призадуматься вас эта поэзия?

• Прочитав этот стих, определите, каким было жизненное кредо Л. Киселева.

4. Анализ идейно-художественного содержания стиха Л. Киселева «Земля такая горячая».

4.1. Выразительное чтение поэзии.

4.2. Тема: переживания мальчика за судьбу журавля, его старание защитить птицу от жестокости.

4.3. Идея: прославление любви к природе, птичьему миру, желанию создавать добро, хорошие поступки.

 4.4. Основная мысль: «И будет такая горячая, черная такая земля» - вот что происходит после того, когда люди будут проявлять жестокость ко всему живому в мире.

4.5. Жанр: поэзия о добре и зле.

4.6. Художественные средства.

Эпитеты: «горячая земля», « радуга-земля», «день безъязыкий», «кричит угрюмо».

Повторы: «Не бейте журавля!».

Метафоры: «броненосцы рокочут, режут...», «не выразить сожаления».

Риторические оклики: «Не бейте журавля!» «Мой мир, мой журавлю!» «Не бей!».

4.7. Беседа с вопросами.

• Почему автор отмечает в произведении о земле, что она горячая и рудая?

• Чем объяснить то, что маленькому мальчику не равнодушна судьба журавля?

• О чем свидетельствует эпиграф к поэзии?

• От кого и что старается защитить мальчик?

• Сжато охарактеризуйте героя произведения.

• Почему мальчик беду журавля воспринимает как собственную?

• Каким человеком будет в будущем этот маленький мальчик? Ответ мотивируйте.

• Какая основная проблема затронута Л. Киселевым в данной поэзии?

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания «Стать бы хоть на менты считаны».

1. Какое казацкое звание хотел иметь герой произведения, чтобы предоставить людям помощь?

а) джура; б) характерник; в) хорунжий.

2. Каждой девушке будет подарено:

а) янтарное ожерелье; б) шелковый платок; в) рыцаря на коне.

3. Всем живым предоставляется пожелание быть:

а) радостными; б) целенаправленным; в) настойчивыми.

4. Каким изображен казак в поэтическом произведении?

а) коренастым; б) черноусым; в) находчивым.

5. Кому стремится дать козаченька лирический герой поэзии?

а) девушке-красавице; бы) кто нуждается в помощи; в) каждой женщине-вдове.


Похожие сочинения


Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой
Судьба поэта Сергея Есенина
судьба поэта и поэзии у Пушкина

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее