Сочинения > По произведениям русской литературы > Л Киселев «Домой» Патриотичный мотив стиха «Екатерина» Всечеловеческое и национальное значение образа украинской Мадонны
Л Киселев «Домой» Патриотичный мотив стиха «Екатерина» Всечеловеческое и национальное значение образа украинской Мадонны - сочинение


Значение академий в развитии украинской культуры, книгопечатанье
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
“Повесть непогашенной луны”. Основные мотивы повести: мотив машинного мчания, мотив крови



Цель: продолжить знакомить школьников с поэтическим творчеством Киселева, в частности сосредоточивая внимание на идейно-художественном анализе стихов «Домой», «Екатерина»; уметь характеризовать образ Екатерины; развивать эстетичные ощущения и вкус; умение грамотно высказывать собственные мысли о стихах писателя; делать анализ его произведений; формировать собственную позицию в процессе познания и изучения; воспитывать уважение к искусству слова, культуре родного края, его природе; прививать интерес к следствиям собственной работы. Тип урока: усвоение знаний и формирование умений. Оборудование: портрет Л. Киселева, фотоматериалы о Киеве и Москве, библиотечка поэтических произведений писателя; дидактический материал (тестовые задачи, карточки). Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашней задачи. Мини-конкурс на лучшего исполнителя поэзии В. Киселева наизусть. Критерии оценивания (выразительность, эмоциональность, соблюдение регламента...). III. Актуализация опорных знаний. Литературная викторина «Знакомый нам Л. Киселев». • Город рождения будущего писателя. (Киев). • Название факультета, где учился Леонид Владимирович. (Иностранных языков). • В каких журналах печатались стихи Л. Киселева на русском языке, когда он учился в десятом классе? («Новый мир», «Радуга»). • Из-за чего перестали печатать поэтические произведения Леонида Владимировича? (После «скандальной сенсации» стиха «Цари»). • Когда писатель создавал свои поэзии на украинском языке? (В последний год своей жизни). • К какому роду, по словам И. Дзюбы, принадлежала семья Л. Киселева? («Украинофильского»). • Журналы, в которых печатались украинские поэзии Леонида Владимировича. («Днепр», «Утро», «Отчизна»). • Назовите посмертный двухтомный сборник Л. Киселева, которая вышел в 1970 г. («Стихи. Стихи»). • К какому историческому лицу писатель проявил пренебрежение в своей поэзии? (Петру І). • Название города, где учился Л. Киселев. (Киев). • В каком году читатель имел возможность ознакомиться со сборником поэта «Последняя песня. Последняя песня»? (1979). • Кто охарактеризовал Л. Киселева: «...Он ставил на карту всего себя, свою душу и судьбу»? (И. Дзюба). Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл. IV. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников. V. Основное содержание урока. Здесь наша судьба нежно пела, Чтобы нам лететь в голубые миры. Прийти к тебе все нет времени, Ты нас, дом родительский, прости. В. Вихрущ. 1. Обработка стиха Л. Киселева «Домой». 1.1. Выразительное чтение произведения. 1.2. Тема: отлет лирического героя из Москвы в родной Киев и его печаль за русской столицей. 1.3. Идея: прославление любви к родному краю, городу, дому; уважения к Москве. 1.4. Основная мысль: где бы человек не был, но он всегда стремится вернуться домой в родной город, семью. 1.5. Жанр: гражданская поэзия. 1.6. Художественные особенности произведения. Эпитеты: «тополевые туманы», «натруженный двигатель», «зеленые лезвия травы», «юная трава». Метафоры: «самолет крыльями взмахнул», «двигатель стонет», «лезвия... травы очистят душу». Риторический вопрос: Неужели мне останется только воспоминание От тех берез в весну ледяную? Тавтология: «в мареве тех мечтаний». 1.7. Беседа с вопросами. • Какое значение в жизни для каждого человека имеет отчий дом? Свои соображения обоснуйте. • Прокомментируйте народную пословицу «Где хлеб-соль-каша, там дом наш». • Что вам известно о Москве - столице России? • Почему герою произведения жаль оставлять Москву? Каких национальных героев вы знаете? Как наш народ их уважает и помнит? • Кто такой Б. Хмельницкий? По какому случаю ему установлен памятник в Киеве? • Чем для лирического героя являются Москва, Киев? • Исследуйте, как в произведении современное переплетается с прошлым? • Что вы ощутили во время чтения этой поэзии? • Почему следует помнить об отчем доме, родителях? 2. Идейно-художественный анализ поэзии Л. Киселева «Екатерина». 2.1. Выразительное и вдумчивое чтение стиха. 2.2. Тема: рассказ о Екатерине современный и Шевченко. 2.3. Идея: прославление женского целомудрия, красоты, трудолюбия, искренности, способности вытерпеть любые страдания. 2.4. Основная мысль: Екатерина, как и Украина, на протяжении истории имеют одинаковую судьбу, ощутили на себе все жизненные испытания, старались преодолевать трудности. 2.5. Жанр: поэзия с оптимистичным, жизнеутверждающим пафосом. 2.6. Художественные особенности произведения. Эпитеты: «цветные сны», «белое поле», «белое небо», «снежное небытие», «белая Екатерина». Сравнение: «небо, будто большой круг». Метафоры: «небо летит», «вилами расшатывали троны», «будет жить Украина…в хлебе, в снах...». Обращение: «не пой, поэт...». 2.7. Беседа с вопросами. • Почему Л. Киселев считает, что Украина живет в теплом хлебе, в снах детей? • Какой цвет преобладает в поэзии? О чем он свидетельствует? • Чем вызвана боль современной Екатерины во время поездки по Украине? • Каким был путь наших предков? • Что вам известно о жизни Т. Шевченко? • Как известно, сестру Т. Шевченко звали Екатериной. Связано ли это с названием произведения Л. Киселева? (Для Т. Шевченко женская недоля была не просто одной из ряда тем его творчества, а сгустком крови, которая запеклась в его сердце. Судьба женщины-крипачки для него - прежде всего судьба его родной матери, которую преждевременно «в могилу нужда и работа положила», это его родные сестры: Екатерина, Ярина и Мария, те «голубки молодые», у которых в батрачестве косы побелели», это, в конце концов, его первая трепетная юношеская любовь, Оксана Коваленко, которую, как и героиню поэмы «Екатерина», обесчестили. Итак, женская недоля была для него не только социальной, а и личной трагедией). • В чем заключается всечеловеческое и национальное значения украинской Мадонны Л. Киселева? 2.8. Ориентировочный план к характеристике образа Екатерины. 1) Екатерина - украинская Мадонна. 2) Черты характера героини: а) целенаправленная; б) решительная; в) свободолюбивая; г) уверенная в себе. 3) Миссия Екатерины. 4) Современная и Екатерина Шевченко. VI. Закрепление изученного материала. 1. Тестовое опрашивание. «Домой». 1. Лирический герой, уезжая из Москвы: а) высказывает неудовольствие россиянам; б) жалеет и грустит по этому поводу; в) радуется этому счастливому часу. 2. Какой район Москвы упоминается в произведении? а) Таганка; б) Арбат; в) Бессарабка. 3. Киев - это город... а) всех влюбленных; б) многонациональный; в) где живут только талантливые люди. 4. О каком национальном герое идет речь в произведении? а) И. Богуне; б) П. Сагайдачном; в) Б. Хмельницком.

Похожие сочинения


Значение академий в развитии украинской культуры, книгопечатанье
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
“Повесть непогашенной луны”. Основные мотивы повести: мотив машинного мчания, мотив крови

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее