Сочинения > По произведениям русской литературы > Л Киселев «Домой» Патриотичный мотив стиха «Екатерина» Всечеловеческое и национальное значение образа украинской Мадонны
Л Киселев «Домой» Патриотичный мотив стиха «Екатерина» Всечеловеческое и национальное значение образа украинской Мадонны - сочинение


Значение академий в развитии украинской культуры, книгопечатанье
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
“Повесть непогашенной луны”. Основные мотивы повести: мотив машинного мчания, мотив крови


Цель: продолжить знакомить школьников с поэтическим творчеством Киселева, в частности сосредоточивая внимание на идейно-художественном анализе стихов «Домой», «Екатерина»; уметь характеризовать образ Екатерины; развивать эстетичные ощущения и вкус; умение грамотно высказывать собственные мысли о стихах писателя; делать анализ его произведений; формировать собственную позицию в процессе познания и изучения; воспитывать уважение к искусству слова, культуре родного края, его природе; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Л. Киселева, фотоматериалы о Киеве и Москве, библиотечка поэтических произведений писателя; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

Мини-конкурс на лучшего исполнителя поэзии В. Киселева наизусть. Критерии оценивания (выразительность, эмоциональность, соблюдение регламента...).

III. Актуализация опорных знаний.

Литературная викторина «Знакомый нам Л. Киселев».

• Город рождения будущего писателя. (Киев).

• Название факультета, где учился Леонид Владимирович. (Иностранных языков).

• В каких журналах печатались стихи Л. Киселева на русском языке, когда он учился в десятом классе? («Новый мир», «Радуга»).

• Из-за чего перестали печатать поэтические произведения Леонида Владимировича? (После «скандальной сенсации» стиха «Цари»).

• Когда писатель создавал свои поэзии на украинском языке? (В последний год своей жизни).

• К какому роду, по словам И. Дзюбы, принадлежала семья Л. Киселева? («Украинофильского»).

• Журналы, в которых печатались украинские поэзии Леонида Владимировича. («Днепр», «Утро», «Отчизна»).

• Назовите посмертный двухтомный сборник Л. Киселева, которая вышел в 1970 г. («Стихи. Стихи»).

• К какому историческому лицу писатель проявил пренебрежение в своей поэзии? (Петру І).

• Название города, где учился Л. Киселев. (Киев).

• В каком году читатель имел возможность ознакомиться со сборником поэта «Последняя песня. Последняя песня»? (1979).

• Кто охарактеризовал Л. Киселева: «...Он ставил на карту всего себя, свою душу и судьбу»? (И. Дзюба).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

IV. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Основное содержание урока.

Здесь наша судьба нежно пела,

Чтобы нам лететь в голубые миры.

Прийти к тебе все нет времени,

Ты нас, дом родительский, прости.

В. Вихрущ.

 1. Обработка стиха Л. Киселева «Домой».

1.1. Выразительное чтение произведения.

1.2. Тема: отлет лирического героя из Москвы в родной Киев и его печаль за русской столицей.

1.3. Идея: прославление любви к родному краю, городу, дому; уважения к Москве.

1.4. Основная мысль: где бы человек не был, но он всегда стремится вернуться домой в родной город, семью.

1.5. Жанр: гражданская поэзия.

1.6. Художественные особенности произведения.

Эпитеты: «тополевые туманы», «натруженный двигатель», «зеленые лезвия травы», «юная трава».

Метафоры: «самолет крыльями взмахнул», «двигатель стонет», «лезвия... травы очистят душу».

Риторический вопрос:

Неужели мне останется только воспоминание От тех берез в весну ледяную?

Тавтология: «в мареве тех мечтаний».

1.7. Беседа с вопросами.

• Какое значение в жизни для каждого человека имеет отчий дом? Свои соображения обоснуйте.

• Прокомментируйте народную пословицу «Где хлеб-соль-каша, там дом наш».

• Что вам известно о Москве - столице России?

• Почему герою произведения жаль оставлять Москву? Каких национальных героев вы знаете? Как наш народ их уважает и помнит?

• Кто такой Б. Хмельницкий? По какому случаю ему установлен памятник в Киеве?

• Чем для лирического героя являются Москва, Киев?

• Исследуйте, как в произведении современное переплетается с прошлым?

• Что вы ощутили во время чтения этой поэзии?

• Почему следует помнить об отчем доме, родителях?

2. Идейно-художественный анализ поэзии Л. Киселева «Екатерина».

2.1. Выразительное и вдумчивое чтение стиха.

2.2. Тема: рассказ о Екатерине современный и Шевченко.

2.3. Идея: прославление женского целомудрия, красоты, трудолюбия, искренности, способности вытерпеть любые страдания.

2.4. Основная мысль: Екатерина, как и Украина, на протяжении истории имеют одинаковую судьбу, ощутили на себе все жизненные испытания, старались преодолевать трудности.

2.5. Жанр: поэзия с оптимистичным, жизнеутверждающим пафосом.

2.6. Художественные особенности произведения.

Эпитеты: «цветные сны», «белое поле», «белое небо», «снежное небытие», «белая Екатерина».

Сравнение: «небо, будто большой круг».

Метафоры: «небо летит», «вилами расшатывали троны», «будет жить Украина…в хлебе, в снах...».

Обращение: «не пой, поэт...».

2.7. Беседа с вопросами.

• Почему Л. Киселев считает, что Украина живет в теплом хлебе, в снах детей?

• Какой цвет преобладает в поэзии? О чем он свидетельствует?

• Чем вызвана боль современной Екатерины во время поездки по Украине?

• Каким был путь наших предков?

• Что вам известно о жизни Т. Шевченко?

• Как известно, сестру Т. Шевченко звали Екатериной. Связано ли это с названием произведения Л. Киселева? (Для Т. Шевченко женская недоля была не просто одной из ряда тем его творчества, а сгустком крови, которая запеклась в его сердце. Судьба женщины-крипачки для него - прежде всего судьба его родной матери, которую преждевременно «в могилу нужда и работа положила», это его родные сестры: Екатерина, Ярина и Мария, те «голубки молодые», у которых в батрачестве косы побелели», это, в конце концов, его первая трепетная юношеская любовь, Оксана Коваленко, которую, как и героиню поэмы «Екатерина», обесчестили. Итак, женская недоля была для него не только социальной, а и личной трагедией).

• В чем заключается всечеловеческое и национальное значения украинской Мадонны Л. Киселева?

2.8. Ориентировочный план к характеристике образа Екатерины.

1) Екатерина - украинская Мадонна.

2) Черты характера героини: а) целенаправленная; б) решительная; в) свободолюбивая; г) уверенная в себе.

3) Миссия Екатерины.

4) Современная и Екатерина Шевченко.

VI. Закрепление изученного материала.

 1. Тестовое опрашивание.

«Домой».

1. Лирический герой, уезжая из Москвы: а) высказывает неудовольствие россиянам;

 б) жалеет и грустит по этому поводу; в) радуется этому счастливому часу.

2. Какой район Москвы упоминается в произведении? а) Таганка; б) Арбат; в) Бессарабка.

3. Киев - это город...

а) всех влюбленных; б) многонациональный; в) где живут только талантливые люди.

4. О каком национальном герое идет речь в произведении?

а) И. Богуне; б) П. Сагайдачном; в) Б. Хмельницком.


Похожие сочинения


Значение академий в развитии украинской культуры, книгопечатанье
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
“Повесть непогашенной луны”. Основные мотивы повести: мотив машинного мчания, мотив крови

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее