👍Сочинение Л Пономаренко «Гер побежденный» Сквозной гуманистический пафос новеллы По произведениям русской литературы
Л Пономаренко «Гер побежденный» Сквозной гуманистический пафос новеллы - сочинение

Цель: сжато ознакомить школьников с жизнью и творчеством Л. Пономаренко, проанализировать ее новеллу «Гер побежденный», определяя сквозной гуманистический пафос произведения; развивать умение грамотно высказывать собственные мысли; комментировать эпизоды произведения, предоставлять оценку поступкам героев; обогащать словарь учеников; формировать их мировоззрение, кругозор; воспитывать чувство уважения к творчеству Л. Пономаренко; черты чуткости, доброты, милосердия, гуманности; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет Л. Пономаренко, библиотечка ее произведений, исторические иллюстрации о следствиях военного тяжелого времени, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами.

• Какие страдания испытал наш народ и много других народов во время Второй мировой войны?

• Почему народ-борец победил фашизм?

• Назовите известные вам произведения художественной литературы, в которых описаны страшные времена военного тяжелого времени.

• За что мы должны быть признательными тем, кто погиб на войне, получил увечье, остался живым?

• Живут ли рядом с вами люди - участники войны? Как вы относитесь к ним?

• Подберите к слову «война» синонимы. (Например, война - смерть, увечье, жестокость...).

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Если собрать слезы матерей,

Что пролились за дочерей и сыновей,

Которые навек в битвах полегли,

Которые за счастье юность отдали,

То море создастся из слез тех,

Из слез печально гневных и пылких.

В. Ткаченко.

Человека можно распознать по окружению, в котором он находится.

Д. Свифт.

1. Жизненный и творческий путь Л. Пономаренко. Материал для учителя.

Любовь Петровна Пономаренко. (1955)

Родилась 25 мая 1955 года в селе Ивановцы Сребнянского района на Черниговщине. Закончила Нежинский государственный педагогический институт им. Н. В. Гоголя (1978). Работала учителем русского языка и литературы на Сребнянщине, заведующей отделом в Сребнянской райгазете. С 1987 года живет на Полтавщине. Работала в школах и редакциях райгазет Оржицкого и Гребенковского районов. С 1999 года - собственный корреспондент всеукраинской общественно-политической газеты «Заря Полтавщины». Живет и работает в г. Гребенка.

Произведения печатались во многих газетах и журналах, издавались в коллективных сборниках и антологиях, в частности в антологии украинской «женской» прозы и эстетики второй половины ХХ - начала ХХІ столетия (авторский проект Василия Габора). «Незнакомая антология (Львов, 2005), за границей - в Германии и Японии, в альманахе «Белая беседка» (Полтава, 1996).

Автор книг новелл, рассказов и повестей «Только мира» (Киев, 1984), «Дерево лиц» (Киев, 1999), «Ночь в кофейне одиноких душ» (Николаев, 2004), «Портрет женщины в профиль с ружьем» (Киев, 2005).

Лауреат литературных премий: международной имени Олеся Гончара (2000), всеукраинской «Благовест» (1998) и областной имени Афанасия Мирного (2005). Член Национального союза писателей России с 1987 года.

2. Теория литературы.

Новелла (от итал. novella - новость) - близкая к рассказу жанровая форма, которая отмечается четкостью изображаемых событий, неожиданностью их развития и развязки. Тип малой формы рассказа, который возник в эпоху Возрождения; характеризуется динамической интригой и вниманием к личности героя, его индивидуального сознания и поступков. Новелла - один из жанров эпического рода литературы.

3. Работа над произведением Л. Пономаренко «Гер побежденный».

3.1. Выразительное чтение произведения, пересказывание отдельных эпизодов с комментарием.

3.2. Тема: изображение гуманного отношения к пленным немцам, которые восстанавливали разрушенный город (взаимоотношения Фридриха с детьми, одинокими женщинами).

3.3. Идея: осуждение войны, жестокости; прославление гуманизма, чуткости, доброты.

3.4. Основная мысль: ненависть, пренебрежительное отношение к пленным немцам изменяется на доброту, чуткость, сопереживание, так как простой немец - заложник фашизма.

3.5. Жанр: новелла.

3.6. Композиция.

Экспозиция: пленные немцы строили дома. Завязка: отношение Фридриха к украинским детям, женщинам-вдовам. Кульминация: болезнь, а потом самоубийство Фридриха. Развязка: найденная в стене квартиры фотокарточка с двумя девочками - воспоминание о пленном немце.

3.7. Сюжет.

Пленные немцы строили дома в разрушенном ими городе.

Среди немцев привлекал внимание детей и женщин Фридрих. Он раскопал небольшую клумбу, огородил ее и посеял цветы. Дети уничтожили эту клумбы и на ее месте поставили крест, сделанный из палочек и связанный травой.

Женщины с сочувствием относились к пленным. Фридрих пел детям, женщинам делал из кусков кирпича украшения. Тяжело заболев, Фридрих закончил жизнь самоубийством.

Как воспоминание о нем, на улице в зимнюю пору расцвел ноготок, а в стене дома, который строили пленные немцы, в варежке была найдена фотокарточка с двумя девочками. Она принадлежала Фридриху.

3.8. Беседа с вопросами.

• Прокомментируйте, что имела в виду писательница, говоря, что «пленные немцы строили этот квартал с любовью и отчаянием».

• О чем мечтали пленные немцы, когда стролили дом? («...Этот дом мог бы быть их, стоять на окраине Лейпцига»).

• Для чего, на ваш взгляд, Фридрих раскопал и посадил клумбы? Почему он это делал с любовью?

• Как дети отнеслись к благородному делу пленного немца? («...Мы разрыли эту землю, раскинули камни, сделали из палочек крест, связали его травой и поставили на грядке»).

• Чем помогали женщины пленным немцам?(«... Временами приносили что-то из одежды - старый пиджак или картуз, и еще вареный картофель, на что те улыбались, благодарили, называя вдов фрау»).

• Опишите внешность Фридриха («...Был худой, гнилозубый и грязный...») О чем она свидетельствует?

• Какие отношения были между Фридрихом и детьми? («Мы любили целиться в него, любили, когда он сажал нас на колени и пел свои глупые немецкие песенки»).

• Чем приводил в удивление пленный немец женщин? («...Делал только украшения из кусочков кирпича - солнце и цветы, он цеплял их выше окон второго этажа...»).

• Что произошло с Фридрихом? («Когда сняли его и взяли на руки, то пришли в изумление, что нет в нем тела. Его похоронили за городом, кинув в яму и даже не посыпав холм»). С чем это, на ваш взгляд, было связано?

• Чем объяснить то, что в декабре месяце у окна нового дома можно было увидеть ноготки? Что символизирует этот цветок?

• Каким образом была найдена фотокарточка с двумя девочками, которая принадлежала Фридриху? («Стена не поддавалась дрели, а потом дрель зашуршала в какое-то отверстие. Когда выбили кирпичину, вынули из отверстия варежку. В варежке лежала фотокарточка двух девочек в белых платьицах»).

• Объясните название произведения.

• Какие символические образы имеют место в новелле? (Цветок ноготок; крест, сделанный из палочек и связанный травой; смерть Фридриха).

• Над чем заставляет задуматься данное произведение каждого из вас?

• Что такое гуманизм? Следует ли быть гуманным? Ответ обоснуйте.

• Можно ли считать гуманным отношение женщин к пленным? Свою мысль мотивируйте.

• Охарактеризуйте Фридриха. (Добрый, искренний, чуткий, почтенно относится к детям, женщинам; трудолюбивый, мастер изделий из кирпича, строительного дела; ценит красоту).

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Как пленные немцы относились к строительству домов?







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Л Пономаренко «Гер побежденный» Сквозной гуманистический пафос новеллы