Масштабные картины войны и мира в прозе писателей - сочинение

Стилевое новаторство прозаиков, пишущих о деревне, столь решительно заявившее о себе, стало предметом изучения литературоведов и писателей. Г. Белая в ряде работ, исследуя качественные сдвиги в литературно-художественной речи, отмечает закономерность и плодотворность работы писателей. Литературовед пишет о формах «эпического рассказывания» в повестях В. Белова, В. Распутина, Б. Можаева, в рассказах В.

Шукшина, Е. Носова, где авторская речь в лексике, стилистике, интонации ориентируется на слово героя, сохраняя следы его разговорного устного употребления. Тем самым психологический анализ обретает гибкость и тонкость, проникая в самый процесс рождения мотивировок или открывая возможность «чужому сознанию» самораскрываться. Существенное значение приобретают и дальнейшие выводы литературоведа об истоках этих важных стилевых преобразований в прозе о деревне, их органичности социально-эстетическим концепциям: органическое приобщение к народно-разговорному строю языка как к питательному источнику, раскрывающему мышление человека, и, наконец, выход за пределы «круга» — к «целому», к народу — таков тот комплекс проблем, который характеризует сегодня стилевое развитие советской прозы».

И далее: «Все, что было накоплено массовым опытом сказа 20-х годов, как будто изменилось в масштабе, и современная проза стремится воссоздать не столько план героя, сколько план стоящего за ним корневого целого — народа». Стилевое развитие прозы 60-х годов, в особенности индивидуальные стили и жанровые искания, внимательно анализировалось в литературоведческих работах. Различные трансформации романа, повести и рассказа характеризовались как значительные и перспективные (произведения С.

Залыгина, Ч. Айтматова, Ф. Абрамова, В. Катаева). В обновлении и видоизменении жанра рассказа выделялись в качестве стилевой доминанты аналитичность (изображение «душевной ситуации», «внутреннего бытия»), психологизм, тяготение к эпическим средствам (выявление связей человека и мира)21. Выводы литературоведов о смене стилей в советской прозе второй половины 50-х годов и в 60-е годы опираются на конкретный анализ рассказа (Ю.

Казакова, В, Белова, В. Шукшина); правда, связи этих стилевых изменений с реальной действительностью намечены в общей форме или только заявлены. Как отмечает Я. Эльс-берг, стиль 8.

Шукшина, самобытный, внутренне цельный (доминанты стиля — драматизм, раскрывающий душевные состояния человека, яркость бытового рисунка, свободное владение речью, юмор), позволяет говорить о художественном мире писателя. Изображение характеров в рассказах Шукшина переходит в исследование духовной жизни нашего общества: «И рисуя деревенский быт, он так или иначе касается тех или иных явлений, факторов всей духовной атмосферы нашей эпохи»; связь с традицией Горького в творчестве В.

Шукшина выражается «...в сочетании резкой характерности, безудержной инстинктивности и интеллектуальной насыщенности, в смелых переходах от быта к высшим сферам духовной жизни, в исследовании и прослеживании мысли, рождающейся в народной массе Существенные преобразования коснулись не только жанров, композиции, по и художественной речи. Как убедительно показали литературоведы, народные формы речи становятся фундаментом художественной речи вообще. Процесс этот, характерный для советской литературы (творчество М. Горького, С. Есенина, А.

Неверова, М. Шолохова, А. Платонова. А.

Твардовского), продолжается, качественно преобразуясь, в современной литературе. Взаимодействие авторской речи и речи персонажей становится необходимым элементом психологического анализа; в отдельных произведениях, как, например, в '«Судьбе человека», по мнению исследователя, оно несет функции документальности и обобщенности: «Суть дела (...) в том, что это «двуязычие» предметно воплощает внутреннюю природу повествования, живущего на грани своего рода жизненного документа, истории Андрея Соколова (... ) И эпического сказа о Судьбе Человека».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Масштабные картины войны и мира в прозе писателей