👍Сочинение Мое открытие поэтов Серебряного века По произведениям русской литературы
Мое открытие поэтов Серебряного века - сочинение

Недаром в нашей поэзии обозначают такие вехи, как золотой век (время Пушкина, Лермонтова и целого ряда поэтов, ставших классиками) и Серебряный век (время Гумилева, Ахматовой, Маяковского, Блока, Пастернака, Цветаевой, Мандельштама, Бальмонта). По какой-то странной закономерности в русской литературе начала XIX и начала XX столетий в России появилось множество гениальных поэтов. Почему именно в эти два периода? Может быть, мощные политические и социальные потрясения способствуют всплеску творческой активности? Как бы там ни было, факт остается фактом: в начале XX века наша литература буквально взорвалась новыми именами. Появилось огромное количество молодых, талантливых, искренних поэтов.
Судьба их почти всегда трагична. Мандельштам умер в лагере, Цветаева покончила с собой, Гумилев был арестован. Эмиграция, гонения, замалчивание, тюрьма — такая судьба ожидала большинство поэтов Серебряного века. Это легко объяснить. Они не мирились с несправедливостью и жестокостью, творившимися в стране. Они возвышали свой голос в защиту истины. А в то время даже шепотом было опасно высказывать свое мнение. Даже думать запрещалось. Но разве это их останавливало? Часто вопреки голосу рассудка и благоразумия они подчинялись велению сердца и обнародовали крамольные стихи. Чего стоят один только «Реквием» Ахматовой или «Мы живем, под собою не чуя страны...» Мандельштама!
Но надо сказать, что лично я, читая стихи поэтов Серебряного века, ценю в них прежде всего не политические призывы. Наверное, всех молодых людей моего возраста куда больше волнуют не проблемы революции или войны, а размышления о красоте, о душе, о любви. Вот почему, читая сборники поэтов Серебряного века, я ищу в них прежде всего лирические, нежные, успокаивающие строки.
Вот Маяковский. Естественно, я читала и «Хорошо!», и «Облако в штанах», и «Владимир Ильич Ленин». Потрясающие своими масштабами произведения! Но запомнилось почему-то далеко не это. Запомнилось: «Кроме любви твоей мне нету моря...» Запомнилось: «Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы их плоше?» Наконец, запомнилось знаменитое: «... если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»
А почему все это приходит на ум в первую очередь? Да потому, что здесь, в этих коротких строках, обрывках фраз видна обнаженная, ранимая, живая душа. По этой же причине, кстати, близок мне и Мандельштам. Это вообще мой самый любимый поэт. Он представляется мне чутким, нервным, остро на все реагирующим человеком. Да так оно и было. И еще одно очень ценю в его поэзии — тонкое, ювелирное владение пером. Откуда к нему приходят эти чудесные слова? Как ему удается оживлять предметы?
Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза,—
Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь.
Поэзию Мандельштама действительно видишь, как если бы все, о чем он писал, происходило прямо у меня на глазах. Как отчетливо, скажем, можно представить такую картину:
Золотистого меда струя из бутылки текла Так тягуче и долго...
Мне кажется в буквальном смысле слова волшебством умение Мандельштама оживлять слова. У других поэтов, конечно, тоже есть этот дар, но по какой-то причине я ни в ком не ценю его так, как в Мандельштаме. Может быть, это происходит потому, что у других авторов в стихах на первый план выступает нечто совершенно иное.
Так, читая Ахматову, я особенно восхищаюсь ее вниманием к деталям, к важным мелочам. Говоря о каком-то пустяке, слове, жесте, она умеет создавать объемную картину. Настолько объемную, что, прочтя две строчки, мы можем увидеть прошлое, настоящее, будущее, постичь всю глубину чувств лирической героини. Примеров масса: «сегодня я с утра молчу, а сердце — пополам», «как нестерпимо бела штора на белом окне», «не люблю только час пред закатом, ветер с моря и слово «уйди», «я на правую руку надела перчатку с левой руки», «и только красный тюльпан, тюльпан у тебя в петлице», «а глаза глядят уже сурово в потемневшее трюмо». В этом вся Ахматова: она лаконична, сдержанна. Но для выражения чувств и не требуется много слов. Велеречивость часто скрывает пустоту души, мелочность чувств и заурядность. Одно-два слова часто могут сказать в сто раз больше, чем целая книга.



Упомянув об Ахматовой, конечно, нельзя не вспомнить и Цветаеву. Еще одна женщина-поэт, в чьей лирике нет ничего мягкого, женского, изнеженного. Мне очень близка и понятна любовная лирика Цветаевой. Я так много читаю между строк и делаю столько выводов! А все потому, что любовь — чувство вне времени и вне пространства. Насколько она многообразна в своих проявлениях, настолько проста по своей сути. Мне понятно трагическое восприятие Цветаевой самого прекрасного на земле чувства: О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!» А, например, в поэзии Есенина меня привлекает ее многоцветность, яркость. У него ведь все расцвечено: золотым, алым, синим, голубым, розовым. Недаром его лирику называют «живописью словом». И если Мандельштам оживляет свои строки с помощью каких-то одному ему ведомых поэтических механизмов, то Есенин — с помощью красок: Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. Или: Выткался на озере алый цвет зари. На бору со звонами плачут глухари. Перечислять всех поэтов Серебряного века можно еще долго. У каждого из них есть что-то свое, уникальное, что отличает его от собратьев по перу. Но всех их объединяет невероятное, виртуозное владение словом, яркий талант, самобытность, искренность. Насколько трагична судьба большинства из них, настолько счастлива судьба их стихотворений и поэм. Ведь они пережили своих авторов уже на много десятилетий. Они проверены временем, то есть стали классикой. И я уверена, раз поэзия Серебряного века дожила до наших дней, значит, будет жить еще долгие века.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Мое открытие поэтов Серебряного века