Народная сказка «Красный Иванко и заклятый город» Героическое и фантастическое в сказке - сочинение

цель:            углубить знания учеников о героико-фантастических сказках; учить учеников оценивать поступки сказочных героев; совершенствовать умение сравнивать сказки народов мира; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать черты мужества и сочувствия.

Тип урока:      проблемно-поисковый.

Оборудование: карточки с тестовыми задачами.

Ход урока.

І. Мотивационный этап.

    1.   Обеспечение эмоциональной готовности к уроку (ладошка к ладошке).
    2.   Организация внимания учеников.

 

    II.   Сообщение темы и цели урока. 

III. Актуализация опыта и опорных знаний. 

Тестовые задачи (5 минут).

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, который прибавляется к баллу оценивания работы на уроке.

1. Сказка - это...

а)   повествовательный жанр устного народного творчества, преимущественно небольшой по размеру, в котором речь идет о выдуманных событиях;

б)   первоначальные представления давних людей о Вселенной, явлениях природы, животных, растений, собственной истории, о богах и героях;

в)   придуманный рассказ о каком-то событии, лице, явлении, происхождении названий, который воспринимается как достоверный.

2. Главные герои сказки «Мудрая девушка»...

а) царь и его три сына;

б)   дядя и племянник;

в)   два брата, дочь и господин.

3. Волк в сказке «О жар-птице и волке» предложил самому младшему сыну достать…

а) коня; жар-птицу, девицу;

б) сундук золота; девицу, курицу;

г) бриллиантовую подкову; золотое кольцо; полцарства.

4. Сказка имеет такие части:

а) начало — рассказ — окончание;

б)   зачин — развитие событий — конец;

в)   зачин — основная часть — концовка.

 

IV. Обработка учебного материала.

1. Работа над содержанием сказки «Красный Иванко и заклятый город».

1)    План сказки (работа в парах с дальнейшим обсуждением в классе).

2) Выборочный пересказ (пересказать интереснейший отрывок из сказки).

2. Эвристическая беседа по смыслу сказки.

1) Подтверждать слова текстом сказки.

    Почему женщина согласилась на соглашение с незнакомцем? Как вы объясните ее поступок? (Женщина была очень бедной, ей нужна была помощь. Но, к сожалению, она не знала, что «уже была с ребенком»).
    Какой была ее реакция, когда она узнала, что продала свое не родившееся дитя?

3. Работа с учебником.

     Могла ли женщина помочь своему горю? Объясните свою мысль. (Нет, так как заключила соглашение с нечистой силой).
    Какими чертами был наделен Иванко? (Был добрым мальчиком, очень любил маму).

4. Интерпретация текста.

    Какие цвета вы использовали бы для изображения характера Иванка? Почему? А для изображения нечистой силы? (Для Иванка - светлые, золотистые, а для нечистой силы - черные).
    Что символизируют черти, а что — Иванко? (Иванко - добро, любовь, свет; нечистая сила - зло, ненависть, тьму).
    Какие черты помогли мальчику преодолеть трудности? (Мужество, смелость, выносливость, любовь к маме).

5. Элементы компаративистики.

На уроке зарубежной литературы мы выучили русскую народную сказку «Окаменелое царство». К какому типу сказок принадлежит эта сказка? На какую украинскую народную сказку она похожа и чем?

6. Работа в парах.

Обсудить, как вели себя главные герои украинской и русской сказок. Что руководило главными героями в борьбе с представителями нечистой силы?

 

Сказка
	

первая ночь
	

вторая ночь
	

третья ночь
«Красный Иванко 	Терпел тяжелые 	

Терпел такие же зну-
	

Терпел такие же зну-
и заклятый город» 	страдание и му- 	мучения, 	мучения,
  	ки, им руководило 	им руководило желание 	им руководило желание
  	

желание спасать
	спасти 	спасти
  	себя и мать 	себя, мать и девушку 	

себя, мать, девушку
  	  	  	и город

 

Сказка
	

первая ночь                   вторая ночь
	

третья ночь

«Окаменелое цар-
	Нечистая сила пугала 	Терпел еще большие 	Терпел еще большие
ство» 	его, угрожала 	

издевательства, но вы-
	Издевательства, мучения,
  	

ему; им
	сдерживался; им руководило 	

но выдержал; им
  	

руководило желание
	желание 	руководило желание
  	

спасти царевну
	

спасти царевну
	спасти царевну,
  	  	и ее подчиненных 	ее подчиненных и снять лихие чары с закаменелого города

В какое время суток правила нечистая сила, а в какое нечистая сила скрывалась? (В обеих сказках правила нечистая сила в самые темные времена суток, а исчезала — с пением первых петухов).

Как заканчиваются сказки? (Добро побеждает зло и вознаграждается).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Народная сказка «Красный Иванко и заклятый город» Героическое и фантастическое в сказке