Народные баллады их классификация связь с историческим контекстом - сочинение

Цель:           ознакомить школьников с народной балладой как жанром

фольклора, выяснить ее классификацию, исследовать связь этих произведений с историческим контекстом; развивать культуру связной речи, внимание, память умения высказывать суждения о балладе, обобщать, систематизировать, строить заключения; формировать мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к народному творчеству, культурному наследию родного края; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока:      усвоение новых знаний.

Оборудование: выставка произведений на тему «Народные баллады украинцев», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами.

    Что вам известно о фольклоре? Как развивается этот народный жанр? 
    Назовите жанры фольклора? Приведите примеры. 
    Каким образом прошлое Украины связано с ее фольклором? 
        Какие признаки фольклора? (Устная форма создания и бытование; традиционность, вариантность, анонимность, коллективность, повторяемость, простота и качество стилистики, строгая последовательность композиции) Чем они обусловлены?
        Можно ли считать фольклор искусством? Ответ мотивируйте.

 

III.  Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

    IV.    Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Украинское народное творчество... вся забросано букетами поэзии,

целыми покосами поэтических цветов, так что смышленый писатель,

не начиная, может загребать целые охапки и обсыпать ими свои произведения.

И. Нечуй-Левицкий.

 

1. Вступительное слово учителя.

Баллада - неповторимое явление песенной культуры украинского народа, которое и в наше время пользуется популярностью. Кто на Украине не знает или не слышал, скажем, таких баллад, как «Ой не ходи, Григорий, да и на вечерницы», «Ой чья же то рожь, чьи то покосы», «Рядила мать сына в солдаты», «Ой в поле рожь копытами забита», а также других песен? Преисполненные вдохновенной поэтизации красоты и душевного величия простого трудящегося человека трагической судьбы, сочувствий за невинно казненной жизнью, эти произведения с позиций здоровой народной морали осуждают любое насилие и преступление, измену и поругание.

2. Теория литературы. Народная баллада как жанр фольклора

Баллада (фр., от провансальского— танцевать) — небольшое по размеру лироэпическое произведение фольклорного происхождения на легендарную или историческую тему. В нем, как правило, идет рассказ о чем-то необыкновенном, исключительном, героическом; реальное часто объединяется с фантастическим.

3. О. Дей о балладе.

Исследователь жанра О. Дей определяет балладу как «совокупность эпических песенных произведений развернутой гостродраматической и трагической сюжетности, которые реалистически художественно обобщают исключения, необыкновенные до экстремальности и сенсационности своей внутренней конфликтностью жизненные события, поступки и фатальные стечения обстоятельств в личной, семейной и общественной сферах, освещая все это с позиций традиционной семейно-бытовой морали, преимущественно от противоположного утверждая и отстаивая ее принципы, чем обусловлены психологическая напряженность восприятия баллад и их воспитательная и дидактическая действенность».

4. История возникновения этого жанра.

Баллада - один из любимых видов словесного творчества украинского народа. Этот фольклорный жанр стал широко употребляться в Украине с начала ХІХ ст.

Этот жанр возник как песня к танцу. Слово «баллада» происходит от греческого «двигаться», от которого образовано и латинское «танцую». Постепенно словесный текст вместе с мелодией отделялись от танца, и баллада стала одним из видов народных песен, в которых изображались героические или необыкновенные фантастические события преимущественно героического характера, из-за которых воссоздались острые переживания действующих лиц.

5. Классификация баллад.

5.1. Народная баллада - фольклорный жанр.

Литературная баллада - жанр лироэпической поэзии, который стал неотъемлемой частью украинской литературы. Его широко использовали Т. Шевченко («Причинная», «Тополь»), Л. Боровиковский («Маруся»). На основе сюжета народных баллад написаны такие известные пьесы, как Савва Чалый» И. Карпенко-Карого, «Ой не ходи, Григорий, да и на вечерницы» М. Старицкого, «Лимеривна» П. Мирного, «Украденное счастье» И. Франко. Баллады героического содержания писал А. Малышко в годы Второй мировой войны.

6. Тематическое разнообразие баллад.

    Семейно-бытовые (взаимоотношения между родителями и детьми, братьями и сестрами).
    Исторические (изображается казацкая жизнь, смерть казака на поле боя).
    Поэтическое мировоззрение народа, его мифологические представления (преобразование человека в растение, животных, птицу; понимание им природы).
    О любви (раскрываются чувства любви и ненависти, образы и ревность).

7. Особенности народных баллад.

    Устное распространение и хранение.
    Реальное часто объединяется с фантастическим.
    Небольшое количество персонажей.
    Подчеркнутая обобщенность.
    Отсутствие детализации.
    Сжатость в изложении материала.
    «Магическая музыкальность».
    Композиция (введение, основная часть, вывод).
    Остросюжетность.

8. Баллада и историческая песня.

Народные баллады близки к историческим песням. Но если в исторических песнях на первом месте - правдивое изображение конкретного события или конкретного героя, то в балладе основным является высказывания глубоких переживаний, которые вызваны этими событиями. Они отмечаются выразительной драматической напряженностью, отображают фантастические и трагические события из жизни.

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Баллада как фольклорный жанр стал распространяться в Украине с начала:

а) ХVІІІ ст.; б) ХІХ ст.; в) ХVІІ ст.

2. Слово «баллада» походит из языка:

а) английского; б) немецкого; в) греческого.

 

3.  Баллада — один из видов народных:

а) дум; б) легенд; в) песен.

4.  Древнейшими являются баллады, в которых:

а) раскрывается поэтическое мировоззрение нашего народа;

б) изображаются взаимоотношения между родителями и детьми;

в) описываются выдающиеся исторические лица и события.

5.  Характер событий, который воспроизведен в балладах, преимущественно:

а) трагический; б) романтический; в) юмористический.

6.  Казацкая жизнь описана в балладах:

а) семейных;    б) исторических; в) о любви.

7.  В зависимости от характера трагического конфликта, не бывает баллад:

а) социальных; б) идеальных; в) исторических.

8.  Наиболее распространенным мотивом для баллад, в которых раскрывается мир фантазии народа, его понимание природы является:

а) трагический конфликт из-за социального неравенства;

б) преобразование человека в растение, птицу;







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Народные баллады их классификация связь с историческим контекстом