Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы - сочинение

Конечно, когда выбираешь подобную тему для сочинения, хочется писать о необычном произведении. Произведении, в котором какое-то явление, проблема или вопрос представлены автором в необычном ракурсе. Именно поэтому хочется написать о повести Валентина Распутина «Живи и помни».
Повесть о военном времени, но не о самой войне. Я имею в виду, что войну как таковую автор нам не показывает. И тем не менее она является тем фоном, на котором разворачиваются события. Она диктует все поступки героев. Она не дает забывать о себе.
Обычно, когда пишут о войне, в произведении присутствуют описания битв, боевых действий. Главные же действующие лица — солдаты, офицеры или их семьи, оставшиеся в тылу. Да, так пишут обычно, но не всегда. Мало кто из авторов делал героем своего произведения дезертира, тем более — жену дезертира. Почему? Может быть, потому, что это «непатриотично». Может быть, потому, что нечего сказать о предателях Родины.
А вот Валентину Распутину нашлось, что сказать. И не маленьким рассказом, а целой повестью. Мне кажется, слова «нравственная проблематика» как нельзя более применимы к повести «Живи и помни». Ведь здесь в тесный клубок сплелось столько чувств, эмоций, размышлений, терзаний, страхов!
Итак, проблема обозначена Распутиным совершенно четко: какова судьба человека, который во времена тяжёлых для всех испытаний не пошел одной дорогой со своим народом, а предпочел свернуть на собственную узенькую тропинку? И вопрос второй, гораздо более интересующий автора: какова судьба родных и близких предателя Родины?
Кто же такой Андрей Гуськов? Казалось бы, простой деревенский парень, ничем не выдающийся. Поначалу он не вызывает такого неприятия, как потом, но легкая неприязнь к нему возникает с самого начала. Это человек, у которого нет ни устоявшихся принципов, ни ясного взгляда на жизнь, ни способности испытывать сильные и глубокие чувства. В жизни его ведет, в основном, потребительский инстинкт. Мне кажется, поэтому он и женился на Настене. Знал, что она будет благодарна за то, что он взял ее, сироту без гроша за душой, в свой дом. И из благодарности сделает все, чтобы ему жилось хорошо. К тому же он чувствовал, что Настена может быть покорной женой, что очень важно для эгоиста Гуськова.
Впрочем, человека не судят за его мелкие недостатки, которые никому не приносят вреда. А отношение к собственной жене — личное дело каждого. Но война, как и любое тяжелое испытание, которое посылает человеку судьба, выявляет все достоинства так же, как обнажает и все недостатки. И в этом случае личные качества человека могут как спасти жизни товарищей, так и погубить их. : А это уже серьезно, человек в данных обстоятельствах не имеет права на ошибку. На войне героями становятся простые и часто незаметные в обыденной жизни люди. И таких, к счастью, очень и очень много, большинство. Но есть, напротив, предатели и трусы, чье поведение может стоить жизни множеству людей.
Андрей Гуськов оказался трусом и эгоистом. В то время как ему нужно отправляться после госпиталя на фронт, он малодушно садится в поезд и едет в родные места, решая, что знакомая с детства земля примет и укроет его. Он пока что не способен осознать, что эту землю он предал и теперь не может рассчитывать, что она будет к нему снисходительна.
Можно, понять чувства Андрея после госпиталя. Можно понять, как ему обидно, что даже после выписки его хоть на пару дней не отпустили домой, к семье. Но как же можно такие мелочные чувства сравнивать с тем, что в это самое время в бою погибают миллионы людей, не успев повидать на прощание родных?! Гибнут не из каких-то высоких побуждений, а в силу того, что обычная честность заставляет их воевать. Не таков Андрей Гуськов. Он спасает собственное (не слишком-то ценное, как уже понимает читатель) существование, при этом трусливо, пытаясь скрыть от себя свое преступление, выдумывая себе множество оправданий, таких нелепых и смешных. Он пытается утешить себя, заглушить голос совести. Но он уже настолько ожесточился, что этот голос становится все тише и тише. Андрей равнодушен ко всему, в том числе и к судьбе своей жены Настены, которая жертвует собой для него.
Зато автора судьба Настены заботит куда больше, чем жизнь ее законного мужа. У меня возникло ощущение, что все то, чего не хватает Андрею, дано ей вдвойне. Ее совестливость, великодушие, щедрость и жертвенность не могут не восхищать. И, конечно, сама молодая женщина не догадывается, какие сокровища таятся в ее душе. Милая, добрая и простая, она даже представить не могла, что когда-нибудь будет женой предателя. А в военное время это клеймо страшнее, чем даже «жена убийцы».



Андрей делает ее своей сообщницей, заставляя укрывать его, помогать ему. Он не особенно забивает себе голову мыслями о том, чем это грозит Настене. Его больше беспокоит собственная судьба. В тот момент, когда он принял решение вернуться домой, он обособил себя от всех людей, стал изгоем. Ему даже в голову не приходит простая мысль, что жена, в отличие от него, продолжает жить среди людей, более того — в доме его родителей. И поскольку Андрей не осознает и не стыдится своего поступка, то Настене приходится нести «двойной груз». Груз вины и стыда. Она испытывает стыд и за себя (хотя ее не в чем обвинять), и за Андрея. Узнай ее муж о ее тайных страданиях, он бы очень удивился. Действительно, в его глазах Настена не должна мучиться: ведь она ни от кого не скрывается, живет дома, ее ни в чем не подозревают. Ему и представить невозможно, как тяжело этой честной и совестливой душе изворачиваться, лгать, придумывать тысячи уверток, чтобы сбежать к нему в зимовье. Настена разрывается между чувством долга, который велит ей не оказывать помощь дезертиру, и чувством преданности мужу. С одной стороны, брачные узы для нее священны, и она не может отказать в помощи человеку, с которым по доброй воле связала свою судьбу и которому пообещала быть верной женой. С другой стороны, ее совесть не позволяет ей смотреть в глаза соседям, чьи мужья, братья и сыновья честно выполняют свой долг перед Родиной. Поэтому такое чувство одиночества, оторванности от людей испытывает несчастная Настена в День Победы. Этот день, самый светлый праздник для всех ее соседей, стал для нее пыткой. Ей гораздо тяжелее, чем даже ее подруге Наде Березкиной, оставшейся вдовой с тремя детьми. Надя отдала своего мужа и свои мечты о семейном счастье в жертву этой войне. Это — ее плата за будущую победу. Но что отдали Настена и Андрей? Теперь и на Настене, и на родителях Андрея лежит пятно позора. Его невозможно смыть, забыть, уничтожить. Гуськов предал Родину и сломал жизни своих близких. Да и свою жизнь разве спас он в итоге? Думал, что спасает, но попал в собственную ловушку. Настена погибает, не выдержав того груза, который свалил ей на плечи муж. Она слишком честна и благородна. Наверное, ее единственная ошибка состоит в том, что она вышла замуж за Гуськова. Она выбрала не того человека, с которым можно было бы жить. За это и заплатила слишком высокую цену. Поплатился за ошибки и грехи родителей и ребенок, которому так и не суждено было родиться. В будущем расплата, несомненно, ждет и Андрея. Автор не показывает нам его гибель. Такой ничтожный человек не заслуживает этого. Но он обречен. Повесть «Живи и помни» располагает к размышлениям. Каждый делает для себя соответствующие его мировоззрению выводы. Лично я осознала простую вещь: единственно верный путь для любого человека в любой, даже самой сложной, ситуации тот, что подсказывает совесть. Стоит поступить вразрез с совестью, й придется жестоко расплачиваться. Расплачиваться по-разному, но всегда дорого: душевными терзаниями, одиночеством, смертью близких. А главное, прежде чем встать на неверный путь, стоит вспомнить о своих родных. Что будет с ними? Ведь прежде всего от наших проступков, ошибок и преступлений страдают близкие люди. Человек потому и считается царем природы, что помимо животных инстинктов, он обладает разумом, совестью и моралью. Не стоит забывать об этом.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы