Сочинения > По произведениям русской литературы > Общая характеристика развития культуры и литературы XIX ст
Общая характеристика развития культуры и литературы XIX ст - сочинение


Общая характеристика развития литературы и культуры ХІХ столетия. Французский романтизм
Состояние литературы на рубеже 19-20 веков. Характеристика основных направлений развития литературы
Основные пути развития художественной культуры XVII века



Цель: охарактеризовать развитие культуры и литературы XIX ст., показать стилевое разнообразие литературы; развивать навыки систематизации и обобщение материала, использование межпредметных связей, умение составлять конспекты лекций; воспитывать интерес к мировой литературе, любовь к книге и искусству вообще. Оборудование: карта мира; «портретная галерея» писателей XIX ст., выставка их произведений; иллюстрации к величайшим научным достижениям этой эпохи. Тип урока: комбинированный. Утешьте меня; утешьте меня; дайте мне Помечтать; умилите меня; дайте мне возможность Вздрогнуть; дайте мне возможность поплакать; Дайте мне повод для раздумий... Ги де Мопассан Ход урока. I. Организационный момент. II. Мотивация учебной деятельности. Учитель. Наверное, нет среди вас таких, в чьем доме не было бы художественной литературы. Что означает книга для нас? Что мы от нее ожидаем? Вот как на этот вопрос ответил выдающийся французский писатель XIX ст. Ги де Мопассан: «утешьте меня; утешьте меня; дайте мне помечтать; умилите меня; дайте мне возможность вздрогнуть; дайте мне возможность поплакать; дайте мне повод для раздумий» (обращение к эпиграфу урока). ♦ Что означает художественная книга для вас? Какое место занимает она в вашей жизни? Не вытеснили ли ее новейшие источники информации и развлечения? (Ответы учеников). Каждый просвещенный, культурный человек должен знать хотя бы в общих чертах этапы развития мировой литературы, ее ценнейшие достояния. В предыдущих классах мы ознакомились с литературой от ее истоков до второй половины XIХ ст., рассмотрели ее тематическое, жанровое и стилевое разнообразие. ♦ Как вы считаете, что объединяет писателей разных эпох и народов, их произведения? (Человек, его представления о миру и о самом себе; читатель). Развитие стилей и направлений в литературе тяжело ограничить во времени. Вот, например, романтизм - основное литературное направление XIХ ст., но он ярко представлен (в частности, в лирике) и в литературе XX ст., плавно переходит в неоромантизм. Для литературы XIХ ст. характерным является путь от романтизма к реализму. Об этом - сегодня на уроке. III. Объявление темы и цели урока. IV. Актуализация опорных знаний. Беседа ♦ Вспомните писателей-романтиков XIХ ст. и их произведения. (Э. Т. А. Гофман «Крошечка Цахес на прозвище Циннобер», Г. Гейне, Дж. Байрон, А. Мицкевич, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь). ♦ Что является характерным для романтиков и чем это обусловлено? (Ответы учеников). Одной из ярчайший страниц в развитии мирового литературного процесса, которую называют «золотым фондом мирового писательства», является именно XIX столетие. V. Восприятие и усвоение нового учебного материала. 1. Презентация книг и портретов величайших писателей XIX ст. 2. Коллективная работа с таблицей «важнейшие общественные, исторические, научные события XIX ст.». Учитель. Вспомните сведения из истории, других источников об этом времени и заполните левый столбик таблицы. Наполеоновские войны; Гражданская война в США; объединение Германии; развитие капитализма; жестокая рыночная борьба; социально-демократические движения; большие открытия в природоведении - эволюционная теория Дарвина, закон сохранения и преобразование энергии; Развитие научно-технического прогресса: автомобили, электрика и т. п. Познания социальных связей человека и общества; верность действительности, стремление к достоверности изображения, воспроизведение жизни «в формах самой жизни»; Изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах; разоблачительный пафос; разнообразие художественных форм; познавательное направление (связь с науками). 3. Заполнение правого столбика таблицы (под руководством учителя). 4. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм». Учитель. Найдите логически-причинные связи между двумя столбиками, сделайте выводы. Ожидаемые ответы • Быстро и бурно изменяется общество, необходимо осмысливать изменения, реагировать на них. Отсюда связь с действительностью. • Жизнь многогранная, разнообразные условия в национальных культурах, поэтому писатели используют разные художественные формы. • Человека рассматривают как продукт истории, его поведение является социально обусловленным, ведь личность принадлежит к определенной социальной группе. Отсюда типичные характеры в типичных обстоятельствах. • Появилась вера в то, что литература может повлиять на жизнь, изменить ее на лучшее; отсюда разоблачительный пафос. VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков. Беседа Учитель. Какие из приведенных дальше утверждений известных людей, по вашему мнению, наиболее точно характеризуют XIX ст. и мировой литературный процесс этого периода? Ответ обоснуйте. • «XIX ст. отличается от всех столетий точным и выразительным изображениям человеческого сердца». (Стендаль) • «Маркса просторечие, Наивный девятнадцатый век». (О. Ольжич. «На небе туча - вечность и миры...»). • «На протяжении XIX ст. художники работали «эстетично смешанно». Они сводили сугубо эстетичные элементы к минимуму и старались построить художественное произведение почти целиком на воспроизведении реальности. В этом понимании все образцовое искусство... столетие было реалистическим». (Х. Ортега-и-Гасет. «Дегуманизация искусства»). VII. Домашняя задача. Для всех: обработать конспект, вступительную статью учебника, записать в виде тезисов важные дополнения к теме. Индивидуальное: подготовить сообщение о достижении естественных наук в XIX ст. VIII. Подведение итогов урока. 1. Слово учителя. Настоящий художник создает свободно и независимо, избирая из литературной традиции то, что созвучно его внутренним порывам. Довольно часто ни коим образом не определяет себя (например, ни Стендаль, ни Бальзак, ни Флобер, которых называют классиками реализма, реалистами себя не считали), поэтому, обращаясь к творчеству того или иного писателя, мы будем стараться постигнуть неповторимость его художественного мира со всеми разногласиями, а не стремиться во что бы то ни стало зачислить его к определенному течению, школе или группе. Что касается реализма, то его элементы появились еще в эпоху Возрождения или раньше, хотя термин начали употреблять в середине XIX столетие, в период высочайшего развития и расцвета этого направления. 2. Рефлексия. Интерактивное упражнение «Микрофон». • Больше всего мне запомнилось (меня поразило)…потому, что...

Похожие сочинения


Общая характеристика развития литературы и культуры ХІХ столетия. Французский романтизм
Состояние литературы на рубеже 19-20 веков. Характеристика основных направлений развития литературы
Основные пути развития художественной культуры XVII века

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему описание друга
  2. Моя семья сочинение
  3. У войны не женское лицо сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее