О содержании повести «Невозвращенец» А Кабакова - сочинение

О содержании повести «Невозвращенец» А. КабаковаО содержании повести «Невозвращенец» А. Кабаков писал так: «Невозвращенца» я бы пересказал так: герой, чтобы не стать стукачом, бежит в страшное будущее. В гражданскую войну, в ужас». Сюжет повести напоминает известное произведение Л. Леонова «Бегство мистера Мак-Кинли», где герой также отправляется в будущее и где он попадает в ситуацию безвыходности. А. Кабаков изображает мир, в котором власть принадлежит военной диктатуре. В результате переворота во главе страны становится генерал Панаев, политическая и экономическая программа которого сводится к «равенству в нищете, «казарменному коммунизму», борьбе с богатством, сопровождающейся безудержным ростом цен, карточным распределением и переходом к натуральному обмену».

Будущее (а это 1992 – 1993 годы, как точно указывает автор) предстает перед главным героем повести Юрием Ильичем в трагическом обличье. На улицах введено военное положение. Под колесами бронетранспортеров гибнут и новые «враги», и простые мирные жители – те, для кого наводится «порядок». Все современные автору общественные явления и политические движения в повести приобретают глобальный размах. Советский Союз распался и образовалось множество национальных государств: Россия, Закавказье, Прибалтийская Федерация, Сибирь, Крым. Между новыми государствами растет политическая напряженность, существует угроза войны. Вообще, мотив войны – один из самых сильных в произведении. Писатель предупреждает в произведении о возможной гражданской войне и о межнациональных войнах. В повести немало натуралистических сцен, в которых гибнут ни в чем не повинные люди. Здесь льется кровь, идет охота на «врагов», жители города приговариваются к расстрелу. В стране словно бы остановилось время, потому что часы были изъяты специальной комиссией, так как они часто использовались во взрывных устройствах.

А. Кабаков реализует в произведении формулу постмодернизма – «мир как текст». Юрий Ильич, обладая способностями экстраполятора, должен по заданию службы безопасности попасть в будущее, произвести разведку и выявить возможных политических противников, чтобы «правительство знало, с кем уже сейчас начинать борьбу». Страшная картина будущего существует прежде всего в воображении главного героя и отражается в его рассказе. Изображение будущего сквозь призму сознания главного героя – традиционная структура антиутопии («Мы» Е. Замятина и др.), но А. Кабаков усложняет построение повести. В «Невозвращенце» существуют два параллельных мира: мир реальный и мир будущего, поэтому точка зрения  героя постоянно как бы «переключается» и показывает те или иные события с разной временной дистанции. Кроме того, Юрий Ильич не только повествует о том, что он «увидел» в своем воображении, но и комментирует события, дает им нравственные оценки.

Главный герой отмечает утрату гуманности, человечности в мире:  «…прежние понятия из сознания этих людей исчезли настолько быстро, что можно предположить – эти понятия и прежде были им не слишком близки». Разобраться в том, кто прав, кто виноват, практически невозможно.

Все ориентиры смещены. И с одной, и с другой стороны стреляют, что является единственным доводом в политических спорах между консерваторами и либералами, демократами и социал-фундаменталистами, левыми коммунистами и радикалами. Юрий Ильич путается в одних только названиях партий, которые хотят захватить власть «во имя народа, свободы и справедливости». На глазах у героя боевики взрывают памятник Пушкину. В большом театре устраивают склад оружия. Мимо знаменитых булгаковских Патриарших прудов проходят танки. Во МХАТе заседает Комиссия Народной Безопасности. Все эти пространственные приметы свидетельствуют об утрате культуры, о процессах деформации общественного сознания, что, по мнению автора, может привести к необратимым последствиям.

Особое внимание в повести «Невозвращенец» писатель уделяет образу толпы и массового человека. Люди за время «независимости» привыкли «лежать на земле, ползти, бегать на четвереньках, использовать любую нишу для укрытия и, конечно же, стрелять». Герой замечает, что «люди никогда не объединяются в окруженной стражей толпе – наоборот, каждый пытается сохранить свою отдельность, особенность, рассчитывая, видимо, и на исключительное решение судьбы». В повести показано нарастание разобщенности и враждебности между людьми, что стало характерной особенностью современности. Символично то, что на главного героя повести наставляет карабин случайная прохожая – женщина, приехавшая в Москву за обувью. Юрий Ильич оказывается на краю смерти просто из-за того, что этой женщине понадобились его московские талоны. И герою ничего не остается, как защищать самого себя, купить пистолет, бежать и спасаться как придется. Но бежать-то некуда. Повесть называется «Невозвращенец», и уже самим названием художник как бы ставит читателя перед неизбежной реальностью, заставляет прямо посмотреть в кровавое будущее, откуда может и не быть возврата назад.

Главный герой повести А. Кабакова остается самим собой. Он не сделал ни одного выстрела из своего пистолета, никого не убил, да и стукачом не стал, как того требовали агенты службы безопасности. Юрий Ильич предпочитает остаться в страшном будущем, чем вернуться в прошлое и предавать людей. Таким образом, конфликт человека и социальной системы (систему в данном случае представляют агенты службы безопасности – Игорь Васильевич и Сергей Иванович) разрешается в пользу человека. Человек не смог предотвратить страшные события будущего, но он смог сохранить в себе человеческие качества.

Финал повести «Невозвращенец» остается открытым. Но автор возвращается к своему герою и к проблеме будущего во второй части дилогии – «Приговоренный» (1999). Теперь уже время действия отнесено к началу 2000-х годов. Мир изменился прямо на глазах главного героя – Юрия Ильича, который постарел, но не утратил ни своей человеческой сущности, ни способности «экстраполировать», то есть проникать в будущее и осмыслять его. Юрий Ильич готовится получить за свои выдающиеся способности Нобелевскую премию. Он пишет речь для выступления на торжественной церемонии. Это его раздумья о прошлом, настоящем и будущем, его главное Слово, его послание миру.

В «Приговоренном» нашли отражение уже не только внутренние проблемы России, но и глобальные мировые проблемы. Юрий Ильич пишет об энергетическом кризисе, который охватил весь мир, об угрозе ядерной войны, о политическом противостоянии между разными государственными системами. Главный герой повести отмечает характерную примету современности – распад целостности государств, усиление напряженности внутри них и между ними. Он пытается определить причины падения уровня цивилизации: политические, экономические, социальные.

Главный герой повести выражает точку зрения автора, хотя полностью и не отождествляется с ним. Это второе «я» автора, с которым он вступает в сложный диалог по социальным, политическим, национальным, культурным, этическим вопросам. Диалогизм, заложеный в композиционной структуре антиутопии, позволяет не только сопоставить разные точки зрения, но и привлечь к поиску истины читателя.

Записки Юрия Ильича перемежаются разнообразными теле- и радиорепортажами из будущего, которые содержат вполне узнаваемые приметы современного мира. Каждый день сообщается о курсе новой денежной единицы – руллара, которая отражает связь рубля и доллара.

Традиционным остается конфликт антиутопии – столкновение главного героя с системой, которую, как и в повести «Невозвращенец», представляют агенты службы безопасности. Игорь Васильевич и Сергей Иванович сопровождают Юрия Ильича в Швецию на получение Нобелевской премии. Фактически они конвоируют его. Кульминационной в повести «Приговоренный», как и в первой части, является встреча главного героя с Николаем Лажечниковым. В их диалоге опять идет речь о различии европейской и русской ментальности, о путях русского общества в мире.

Лажечников предупреждает Юрия Ильича о возможной опасности и вновь предлагает ему выход – эмиграцию. Но герой чувствует ответственность за то, что сумел все предвидеть, но не сумел остановить, он чувствует свою вину перед людьми за то, что его предсказания совпали с реальностью.

Повесть А. Кабакова «Невозвращенец», ставшая первой частью дилогии «Путешествия экстраполятора», открыла целый ряд произведений, в которых в недалеком будущем разгораются гражданские войны. Человек в условиях войны, человек, на которого идет охота, человек, который вынужден каждый день бороться за выживание, – таким предстает главный герой повестей-антиутопий начала 1990-х годов, переходного периода в истории постсоветского пространства.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > О содержании повести «Невозвращенец» А Кабакова