👍Сочинение О соотношении антиутопии и фантастики По произведениям русской литературы
О соотношении антиутопии и фантастики - сочинение

Очевидно, что писатели получают возможность моделирования процессов именно благодаря фантастике. Однако далеко не всякое фантастическое произведение является антиутопией. По нашему мнению, фантастика, являясь основой поэтики антиутопии, выполняет две важные для жанра функции: фантастические ситуации помогают вскрыть несовершенство существующего порядка, а также показать негативные последствия мифов или общественных процессов. При этом заметим, что антиутопия перестает быть таковой вне связи с социальной проблематикой, с реальностью.

Актуальной для литературоведения является проблема соотношения антиутопии и сатиры. В. Чаликова называет сатиру более широким типом художественного мышления и изображения, чем утопия, «поскольку в ткань сатирического произведения органически могут вплетаться утопические и антиутопические мотивы, не выводя его, тем не менее, за определенные рамки, наличие которых предполагает сатира».

С. Романов считает, что в основу определения жанровой принадлежности произведения следует положить отрицаемый им предмет. Сатира осмеивает конкретные жизненные явления, может подниматься до отрицания общественного устройства в целом, но ее основным содержанием не является системное описание государства с негативным устройством, отличающимся от существующего. Сатира теснее связана с современностью, чем антиутопия. Антиутопия же, по мнению С. Романова, не привязана к конкретному явлению ни хронологически, ни географически, поскольку осмысляет глобальные проблемы в философско-символическом плане. Антиутопия, отмечает С. Романов, всегда актуальна, в то время как злободневность сатиры – преходяща (в случае исчезновения критикуемого явления).

С. Голубков так иллюстрирует разницу между содержанием антиутопического и сатирического произведений: «Если в выдуманных сатириками Градовых и Глуповых можно было узнать некий типичный, средний, провинциальный российский город, если Петербург Белого несет хотя бы внешние приметы реального Петербурга (пусть и символически их постоянно размывая), то полис, изображенный Е. Замятиным, не узнаваем. Город-государство, заселенный единообразными и единосущими «нумерами», принципиально лишен точной прикрепленности к конкретному континенту, конкретному народу, конкретному историческому времени».

Однако, как показывает история развития литературы, сатира не является обязательным признаком антиутопии. Если в антиутопиях первой половины XX века был ярко выражен сатирический аспект жанра антиутопии, то впоследствии расширяется значение других средств комического, а именно: гротеска, иронии, пародии и др. Кроме того, со второй половины XX века появляются произведения, где комическое не играет ведущей роли и на первый план выходит категория трагического.

Для решения теоретических и историко-литературных проблем антиутопии методологическое значение имеют работы О. Николенко: «Современная антиутопия» (1996), «От утопии к антиутопии. О творчестве А. Платонова и М. Булгакова» (1994) и др. В докторской диссертации «Жанр антиутопии в русской литературе ХХ века» (1996) исследовательница выявляет сходство утопии и антиутопии, доказывая, что антиутопия родственна утопии по происхождению и некоторым жанровым признакам (прогнозирование, социальное моделирование, использование фантастики). Главное же отличие жанров автор видит в том, что в утопии показан «мир всех», а в антиутопии – конфликт героя с «миром всех». Кроме того, утопия и антиутопия отличаются, по мнению О. Николенко, отношением к мифу, пафосом, авторской позицией.

В 1990-е годы в русском литературоведении устоялась традиция понимания утопии и антиутопии как различных жанров. В литературоведческих словарях и энциклопедиях акцентирован прежде всего полемический, социально-критический аспект художественного конструирования антиутопической модели будущего. Так, в «Литературном  энциклопедическом словаре» (1987) дано следующее определение: «Антиутопия, дистопия, негативная антиутопия – изображение (обычно в художественной прозе) опасных, пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу». В «Литературоведческом словаре-справочнике» (1997) антиутопия названа «негативной» утопией и определена как «изображение в художественной литературе опасных последствий, связанных с экспериментированием над человечеством ради его «улучшения», определенных, нередко привлекательных социальных идеалов».

В энциклопедическом словаре по культурологии («Культурология. ХХ век») антиутопия определяется более широко: «течение в художественной литературе и общественной мысли, которое проецирует в воображаемое будущее пессимистические представления о социальном прогрессе; отрицает любые попытки искусственно сконструировать «справедливый общественный» строй».

Ю. Борев в словаре «Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов» (2003) определяет антиутопию как «ориентированное на будущее вариативное художественное предсказание возможного отрицательного развития общества, указание на то, что может случиться с обществом, воплощенное в систему художественных образов; форма художественной фантастики предупреждения; произведение, воссоздающее предполагаемую художественную реальность, которая по вероятности может стать жизненной реальностью из-за того, что исторический процесс может развиться в данном неблагоприятном направлении

В «Лексиконе общего и сравнительного литературоведения» (2004) антиутопия определяется как историческая модификация утопии. Как считает автор статьи Ю. Попов, в широком понимании антиутопия всегда полемична по отношению к статичности утопии и является ее диалектическим отрицанием и динамическим коррективом. «Если утопия по определению и авторским замыслам – позитивный прогноз, то антиутопия имеет в виду пессимистический, по крайней мере, альтернативный взгляд на будущее».

Как видим, все существующие на сегодняшний день определения антиутопии различны, что связано с большой условностью и многозначностью самого жанра антиутопии. К тому же антиутопия как жанр – не застывшее, а динамичное, постоянно изменяющееся и обновляющееся образование. Поэтому, по нашему мнению, важно не только теоретически определить общие жанровые признаки антиутопии, но и изучить ее конкретно-исторические формы на разных этапах литературы, включая современность.

В исследованиях последних лет уделяется внимание проблеме типологии антиутопии. Одну из первых попыток систематизации антиутопий предприняли в своей работе Р. Гальцева и И. Роднянская. Проблеме типологии антиутопии посвящена работа Н. Гашевой «Образ современного человека в постмодернистской литературе» (1994), где автор подчеркивает приоритет социального фактора, проявляющегося в любой антиутопии независимо от разновидности.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > О соотношении антиутопии и фантастики