Сочинения > По произведениям русской литературы > Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX XXI вв
Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX XXI вв - сочинение


Прославление в произведениях М. В. Ломоносова родины, мира, науки и просвещения
Величие науки и знаний в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»
От жизни спрятаться в искусстве (Лирика А. А. Фета)



Цель: актуализировать знания, умения и навыки учащихся, сформированные при изучении стилистики и культуры речи как базовые умения, необходимые для овладения ораторским мастерством; ознакомить с историей ораторского искусства; дать понятие о развитии науки о красноречии и ораторском искусстве в XX-XXI вв.; совершенствовать коммуникативные умения и навыки; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность. оборудование: учебные тексты; карточки; РМ для практической работы; запись на доске (пословицы); учебник. тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Прогнозируемые Результаты: учащиеся актуализируют знания, умения и навыки, сформированные при изучении стилистики и культуры речи как базовые умения, необходимые для овладения ораторским мастерством; владеют основными понятиями риторики; анализируют ораторское мастерство риторов Древней Греции и Древнего Рима, объясняют свои взгляды на теорию красноречия; различают особенности ораторского искусства Древней Греции, Древнего Рима, Древней Руси и риторов Украины и России.

ХОД УРОКА I.

Организационный этап II.

Актуализация опорных знаний 1.

Беседа ♦ Что такое риторика, ораторское искусство? ♦ Зачем необходимо изучать риторику? ♦ Как вы понимаете следующие выражения: А) Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по Мерке заказчика. Б) «Говорить есть не что иное, как возбуждать в слушателе его Собственное внутреннее слово» (В. Ф.

Одоевский). 2. слушание 2–3-х выступлений учащихся (см. творческое

Домашнее задание предыдущего урока) III.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности Учитель.

Важность изучения риторики становится в наши дни всё более очевидной. Старинная наука возрождается, растёт всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется, и быть не может: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждёт рекомендаций от учёных.

Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле, как ораторское искусство. античные теории красноречия входят в золотой фонд риторической науки. И, естественно, для понимания сущности красноречия необходимо прежде всего познакомиться со взглядами древних риторов. В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования. Обратимся и мы с вами к истории риторики как науке об искусстве слова.

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. лекция учителя (Учащиеся конспектируют основные положения лекции учителя.) — Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются два подхода к её определению: согласно первому — это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму — это искусство речи. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н. э.

и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами — в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи.

Поэтому софисты — представители школы философов-просветителей — обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей. Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Горгий в речи «Похвала Елене» утверждал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить». Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве.

По мнению софистов, цель оратора — не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как на обучение убедительным речам, то есть тому, чтобы слабое, необоснованное мнение сделать сильным, убедительным в глазах аудитории. Иного мнения придерживался Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия убеждать публику в чём угодно. Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться в Древнем Риме.

Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. Владение словом было поэтому необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространённым явлением.

В новых духовных условиях средневековья риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты. Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются в разъяснении и иллюстрировании заранее известных положений. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений. Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устно-речевой традиции и античных, византийских риторических образцов. Риторический идеал Древней Руси 1) Беседуй только с достойным. Это правило ведения беседы приводится в русских риториках вплоть до 20-х гг.

ХХ века: Лучше с умным камни носить, чем с глупым вино пить. 2) Выслушай собеседника. Достойный собеседник — старший или мудрый человек — достоин и почтения к своему слову, такого полагается выслушать кротко и внимательно. 3) Кроткость в беседе. Иначе нельзя беседовать с достойным человеком. Осуждаются как большой грех нарушения этого правила: словесная брань, пустословие, многословие, несдержанность в речи.

4) Доброе слово всегда желанно и благотворно, решительно противопоставлено лести и лжи. Риторика активно развивалась в Европе до конца XVIII века, в России интерес к ней угас в XIX столетии. Ренессанс науки наблюдается с 60-х годов XX века.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появился заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Демократия ослабляет власть приказа и усиливает значение убеждения. В настоящее время термин риторика употребляется в узком и широком смыслах. Риторика (в узком смысле) — это обозначение филологической дисциплины, изучающей теорию красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных устных и письменных жанрах). Риторику (в широком смысле) называют неориторикой (термин введён профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой.


Похожие сочинения


Прославление в произведениях М. В. Ломоносова родины, мира, науки и просвещения
Величие науки и знаний в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»
От жизни спрятаться в искусстве (Лирика А. А. Фета)

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее