Разновидность сюжетного стихотворного рассказа – баллада - сочинение

Подобно стихотворному рассказу, она устремляла внимание «к высшей точке в судьбе человека», но отличалась от психологического рассказа с его исследованием внутреннего изменения человеческой личности интересом к сложившемуся характеру. Ранние баллады П. Тихонова с их темой солдатской верности и долга продолжали оказывать заметное воздействие на молодых поэтов 30-х гг. То была не только передача поэтической эстафеты, но и перекличка граждан различных поколений, единых в своей любви к отчизне. В генезисе тихоновских баллад прослеживаются традиции фольклора. Естественно, что порой прямо к нему обращаются и последователи Тихонова. В духе народных баллад изображен роковой поединок белогвардейца-отца с красноармейцем-сыном в стихотворении А.

Прокофьева «Ой, шли полки... ». На народно-песенной интонации построена прославляющая героизм молодого бойца революции баллада М. Светлова «Ночь стоит у взорванного моста».

В стихотворном романе находим развернутое изображение сложного мира личности в процессе ее внутреннего роста, во взаимоотношениях с другими персонажами. Именно в силу того, что роман в стихах представляет собою как бы «стык специфических признаков поэзии и прозы»,146 он обладает значительной способностью концентрировать сложные перипетии исторического момента. В этом жанре написан традиционным пятистопным ямбом стихотворный роман Б. Пастернака «Секторский» (1931). Отсутствие развернутого и четкого сюжета и полнокровных характеров восполняется здесь полнотой обрисовки образа движущейся жизни, которая «представляется могучим напором человеческих чувств, часто не управляемых сознанием, который несет героя по руслу бытия, минуя все социальные вехи времени». В центре романа проблемы нравственности в революционную эпоху. Стихотворному роману 30-х гг.

присуще стремление передавать значительные коллизии общественной жизни. Преобразование внутреннего мира человека, его трудный духовный рост, сопровождаемый преодолением кризисов и ломкой привычных, сформированных прежней социальной историей представлений, — все это требовало внимания именно эпического художника. Одним из значительнейших поэтических произведений 30-х гг. явилась поэма А.

Твардовского «Страна Муравия», в центре которой — русский крестьянин пореволюционной эпохи, постигающий правду нового мира. Уроженец Смоленщины, Твардовский начал свою творческую деятельность в качестве селькора еще в конце 20-х гг. Впоследствии поэт признавал, что, как и многие, в конце 20-х гг. он пережил «крайнее отвращение к «стихотворству» — составлению строк определенного размера с обязательным набором эпитетов, подыскиванием редких рифм и ассонансов, стремлением попасть в известный, принятый в тогдашнем поэтическом обиходе тон». Между тем в русской литературе назревала необходимость по-новому художественно осмыслить тему исканий крестьянством повой жизни.

Историческая жизнь русского крестьянства с его социальным бесправием давно уже порождала утопии о счастливой и независимой жизни. Мотивы народных легенд о «Голубиной книге», о Беловодье отразились в свое время в поэме Н. Некрасова «Кому па Руси жить хорошо», в советские времена — в поэмах О.

Есенина 1917—1918 гг. «Инония», «Отчарь», «Преображение». В поэме М.

Исаковского «Четыре желания» (1928—1936) как бы подводился итог крестьянским утопиям: ни одному из желаний героя поэмы батрака Степана Тимофеевича исполниться не было суждено. Мечтаниям героя Твардовского середняка Никиты Моргунка сопутствует совершенно иная историческая обстановка. Темные просторы российской империи сменились светлыми далями:

    С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырех сторон И сверху — облака. 

Моргунок, засомневавшийся в правильности колхозного пути, отправляется па поиски некоего царства независимых тружеников-единоличников — «страны Муравии». Однако окружающий его обновляющийся мир вовсе ему не враждебен, не чужд, кровное с ним родство герой ощущает неизменно и всюду. Исключительное умение автора воссоздавать пейзажную деталь во всей ее материальной полновесности помогает передать органическую связь деревенской действительности с духовным миром героя:

    От стороны, что всех родней, За тридевять земель, Знакомым скрипом вдруг о ней Напомнит журавель... И свет такой, и дым такой, И запахи родины. Лишь Солнце будто бы с другой Восходит стороны. 







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Разновидность сюжетного стихотворного рассказа – баллада