Рецензия на книгу «Одномерный человек» Герберт Маркузе - сочинение

Герберт Маркузе (1898-1979) пишет в 1964 году книгу «Одномерный человек», принесшую ее автору всемирную известность. Как пишет А. Юдин, книга была воспринята прежде всего как политическое произведение. «Здесь в фокусе его внимания - состояние человека в современном индустриальном обществе». Основой саморегулирования современной индустриальной цивилизации является уже не репрессия, не подавление влечений и потребностей большинства, но формирование стандартных, ложных потребностей, привязывающих индивида к современному обществу. Тем самым индивид лишается основы, на которой он мог бы развить автономию, а тем более способность противостоять целому обществу.

Формируется модель «одномерного мышления» и поведения. Реализацию этой модели и прослеживает в своей книге Г. Маркузе на разных уровнях и в разных областях: на уровне индивида, на уровне общественных процессов, в науке и философии.

    «В развитой индустриальной цивилизации царит комфортабельная, покойная, умеренная, демократическая несвобода, свидетельство технического прогресса». «Права и свободы, игравшие роль жизненно важных факторов на ранних этапах индустриального общества, сдают свои позиции при переходе этого общества на более высокую ступень, утрачивая свое традиционное основание и содержание» (156, с. 1).

Маркузе утверждает, что государственные институты формируют у индивидов потребности, которые не являются истинными. И в этом отношении человек несвободен. «Возможность делать или не делать, наслаждаться или разрушать, иметь или отбросить становится или не становится потребностью в зависимости от того, является или не является она желательной и необходимой для господствующих общественных институтов» (156, с. 6).

В этой связи Г. Маркузе дает определения ложным и истинным потребностям: «Мы можем различать истинные и ложные потребности. Ложными являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно (и у данного, и у других индивидов) сковывает развитие способностей распознать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате - эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с реальными образами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат к этой категории ложных потребностей».

Как и С. А. Левицкий в «Трагедии свободы», так и Маркузе в «Одномерном человеке» утверждает, что «для определения степени человеческой свободы решающим фактором является не богатство выбора, предоставленное индивиду, но то, что может быть выбрано и что действительно им выбирается».

Несмотря на, казалось бы, пессимистическую картину «одномерного человека» и «одномерного общества», описанную Гербертом Маркузе, финал ее остается оптимистическим: «Взятый в условиях, данных ему в его мире, человек, как кажется, обладает такими качествами и силами, которые дают ему возможность вести «благополучную жизнь», т. е. свободную, насколько это возможно, от тяжелого труда, зависимости и искажающих воздействий. Достигнуть такой жизни - значит достигнуть «наилучшей жизни»: жить в согласии с сущностной природой человека».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Рецензия на книгу «Одномерный человек» Герберт Маркузе