Русальные песни как жанр календарно обрядовой лирики - сочинение

Русальные песни - жанр календарно-обрядовой лирики, связанный с празднованием Русалий (Русальной недели, Русальной пасхи). Поскольку этот праздник был связан с духами земли и воды, то в русальных песнях широко отображенны и те образы, которые их сопровождают: ночи, месяца, берега реки, колодца, вербы и т.п. Так, образ месяца в песнях - является неотъемлемым атрибутом русалиных гуляний (считалось, что при луне они выходят из воды и водят хороводы).

Русальные песни выполнялись во время обрядов, связанных с Зеленым праздником, Клечальной неделей (Троица, по православному календарю, конец мая - начало июня). Сами эпитеты «зеленый», «клечальный» указывают на особенность этого праздника – лелеять зелень, растительность, которую наши предки одухотворяли. Так же, по старинным представлениям люди посмертно могли становиться растениями или человекоподобными духами, которые находили себе приют в лесах, полях, водах. Праздник назывался еще Русальный, или Маевский, неделя, во время которой эти фантастические существа показывались в селе.

Верования в русалок, которых народная фантазия наделила чрезвычайной красотой и коварным характером, оказалось довольно стойким. Среди многих народов Европы остались легенды, пересказы, баллады и обрядовые песни, в которых упоминаются мавки (нявки), вилы и самовилы, русалки - стройные зеленоглазые и русоволосые девушки в легкой прозрачной одежде, украшенные водными лилиями или полевым зелом. Они могут оказывать содействие или вредить человеку в его хозяйственных делах; их любимое занятие - водить танцы, а увидев неосторожных юношу или девушку, которые оказались среди них, вовлекали в свои игрища и могли защекотать до смерти, из-за чего русалок еще звали иногда «лоскотухами» или «лоскотарками». Против них были известны и обереги - некоторые виды зелья (чеснок, полынь), которых русалки не переносили и убегали.

Украшая дома и двор, водя с песнями по селу украшенную зеленью девушку - «тополь», завивая и развивая «березку», наши предки чтили растительный мир и своих прародителей в нем. Еще и до сих пор в некоторых украинских и белорусских селах на Полесье в последний день Зеленых праздников «выпроваживают русалок из села» - девушки и женщины в венках, завязавшись под руки, образовывают плотный ряд, перегораживая улицу и шествуя по ней по направлению к лесу, полю или водохранилищу под пение: «Проводили русалочек, проводили, чтобы они к нам не ходили да наших девушек не ловили...». Считается, что венки, брошенные на огород, оказывают содействие увеличению урожая - это одно из верований в силу магического влияния на силы природы.

Песни русального цикла - лирические, полные радости бытия, они прославляют бушевание света, ощущение духовного здоровья. Героини песен - девушки, настроение которых созвучно с процветающей природой: «Ой, выросла же я у своего отца, любилась у родной мамочки - ой, свети же мои все зеленые».

Поверье о русалках и о чудесном преобразовании девушки оживают в поэмах Шевченко «Причинная», «Утопленница», «Тополь». Образы Мавки, Русалки полевой и Русалки водной были навеяны Лесе Украинке («Лесная песня») народными русальными песням. Эти же песни легли в основу «Майской ночи, или Утопленницы» Н. Гоголя и одноименной оперы М. Лысенко.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Русальные песни как жанр календарно обрядовой лирики