Русская литература конца XIX — начала XX века (обзор) Эстетические поиски этого периода - сочинение

Цель: Ознакомить учащихся с общей характеристикой и своеобразием русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; показать значение русской литературы этого периода в развитии русского и мирового литературного процесса; воспитывать чувство сопричастности и сопереживания истории россии, любовь к её культуре.

Оборудование: Учебник, портреты писателей и поэтов рубежа веков.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА I.

Организационный

Этап

II.

Актуализация

Опорных

Знаний Проверка домашнего задания (фронтально)

III

.

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности Учитель.

Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года — таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство XX в. Из этого, однако, не Следует, что в один момент в искусстве произошёл всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль XX в. часть процессов, существенно важных для истории искусства, берёт своё начало ещё в прошлом веке. Последнее десятилетие XIX в. открывает в русской, да и в мировой культуре новый этап.

В течение примерно четверти века — с начала 1890-х до октября 1917-го — радикально изменились буквально все стороны жизни россии: экономика, политика, наука, технология, культура, искусство. По сравнению с общественным и в некоторой степени литературным застоем 1880-х гг. новая стадия историко-культурного развития отличалась стремительной динамикой и острейшим драматизмом. По темпам и глубине перемен, а также по катастрофичности внутренних конфликтов россия в это время опережала любую другую страну. Поэтому переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался далеко не мирными процессами в общекультурной и внутрилитературной жизни, неожиданно быстрой — по меркам XIX в. — сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приёмов. Наследие рубежа XIX–XX вв.

не ограничивается творчеством одного-двух десятков значительных художников слова, а логику литературного развития этой поры нельзя свести к единому центру или простейшей схеме сменяющих друг друга направлений. Это наследие являет собой многоярусную художественную реальность, в которой индивидуальные писательские дарования, сколь бы выдающимися они ни были, оказываются лишь частью грандиозного целого. Приступая к изучению литературы рубежа веков, не обойтись без краткого обзора социального фона и общекультурного контекста этого периода («контекст» — окружение, внешняя среда, в которой существует искусство).

IV

Работа

Над

Темой

Урока 1. лекция учителя (Учащиеся составляют тезисы.) — литература конца XIX — начала XX в.

существовала и развивалась под мощным воздействием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Своё ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой успели передать великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: л. Н. толстой и а. П. чехов.

Продолжатели реалистических традиций И. а. Бунин, а. И. Куприн, л. Н. андреев, а.

Н. толстой в свою очередь Создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года всё более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, всё более неясными. Жизнеутверждающий пафос, характерный для русской классики XIX в.

, под гнётом печальных событий постепенно исчезал из их творче ства. В конце XIX — начале XX в. русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.

Реализм На рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением.

Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е гг. в московский кружок «Среда», а в начале 1900-х гг. составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был м. Горький). Помимо лидера объединения в него в разные годы входили л.

Н. андреев, И. а. Бунин, В.

В. Вересаев, Н. Гарин-михайловский, а. И. Куприн, И.

С. Шмелёв и другие писатели. За исключением И. а. Бунина среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и — менее заметно — в драматургии. Поколение писателей-реалистов начала XX в.

получило в наследство от а. П.

чехова новые принципы письма — с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой, со значительно более широким арсеналом художественной выразительности, с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью.

Модернистскими В литературоведении принято называть, прежде всего, три литературных течения, заявивших о себе в период 1890–1917 гг. Это Символизм, акмеизм И Футуризм, составившие основу модернизма как литературного направления. В целом русская культура конца XIX — начала XX вв. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обречённого на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих её произведениях.

2.

Ознакомление со статьёй учебника по теме урока (в парах)

3.

Эвристическая беседа Š Какие новые стили и направления появились в российской культуре на рубеже XIX–XX вв.?

Каким образом они были связаны с конкретной исторической обстановкой? ♦ Какие исторические события конца XIX — начала XX вв. повлияли на судьбы русских писателей, нашли отражение в произведениях литературы? ♦ Какие философские концепции оказали воздействие на русскую литературу рубежа XIX–XX вв.? чем объясняется особый интерес писателей к философии а. Шопенгауэра, Ф.

Ницше? ♦ Как проявилась в русской литературе этого времени тяга к иррационализму, мистицизму, религиозным исканиям? ♦ можно ли говорить о том, что в конце XIX — начале XX вв. реализм утрачивает роль доминанты литературного процесса, принадлежавшей ему в XIX в.? ♦ Как соотносятся в литературе рубежа веков традиции классической литературы и новаторские эстетические концепции? ♦ В чём своеобразие позднего творчества а.

П. чехова? Насколько оправданно суждение а. Белого о том, что а. П. чехов «более всего символист»?

Какие черты чеховского реализма позволяют современным исследователям называть писателя основоположником литературы абсурда? ♦ Какой характер принимает литературная борьба в конце XIX — начале XX вв.?

Какие издательства, журналы, альманахи сыграли особенно важную роль в развитии русской литературы? ♦ Как решается в русской литературе рубежа веков проблема взаимоотношений человека и среды? Какие традиции «натуральной школы» нашли развитие в прозе этого времени? ♦ Какое место в литературе данного периода занимала публицистика? Какие проблемы особенно активно обсуждались на страницах журналов и газет в эти годы?

V

Рефлексия

Подведение

Итогов

Урока

1. «Пресс» (в группах) ♦ В истории мировой культуры выделяется особый период, на званный «/ш Д, е 8гес1е» («конец века»), «переходный период», характеризующийся общим кризисом сознания, настроениями разочарования и упадка, тревожными предчувствиями соци альных потрясений, отмеченный при этом активными эстети ческими исканиями. Каким видится вам этот период в истории русской литературы?



2. обобщающее слово учителя — таким образом, глубинные устремления конфликтовавших друг с другом модернистских течений оказались весьма сходными, несмотря на порой разительное стилистическое несходство, Разницу вкусов и литературной тактики. Вот почему лучшие поэты эпохи редко замыкались в пределах определенной литературной школы или течения. Почти правилом их творческой эволюции стало преодоление узких для творца направленческих рамок и деклараций. Поэтому реальная картина литературного процесса в конце XIX — начале XX вв. в значительно большей мере определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

VI.

Домашнее

Задание 1.

Подготовить сообщение «рубеж XIX–XX вв. в восприятии… (одного из представителей русского искусства этого времени)», используя мемуарную прозу а. Белого, Ю. П. анненкова, В. Ф.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Русская литература конца XIX — начала XX века (обзор) Эстетические поиски этого периода