Русский литературный постмодернизм Художественная специфика - сочинение

А.Ю. Мережинская определила специфику русского литературного постмодернизма, своеобразие русского постмодернистского романа и его жанровые модификации, а также особенности «позднего» литературного постмодернизма, проследила процессы смены художественной системы.  Новейшие достижения литературоведения актуализировали проблему соотнесения исторического развития жанра антиутопии на рубеже XX – XXI веков с тенденциями современного литературного процесса.

Как показал анализ научно-критической литературы, антиутопия по-прежнему остается дискуссионным понятием в литературоведении. Хотя за последние десятилетия появились серьезные общетеоретические и историко-литературные работы об антиутопии и ее развитии в национальных литературах, в частности в русской, однако не все проблемы антиутопии решены окончательно.

Опираясь на достижения отечественного и зарубежного литературоведения, мы исходим из того, что жанровое содержание антиутопии определяется прежде всего художественным моделированием государственного устройства, противоречащего принципам гуманизма. Отсюда основной конфликт антиутопии – это столкновение личности с системой насилия. Сюжетно-композиционные особенности жанра обусловлены ситуацией испытания человека, попавшего в условия тотального давления со стороны социума. Испытанию подвергаются и общечеловеческие ценности – любовь, семья, нравственность, свобода и др. Антиутопия вскрывает не только несовершенство существующего миропорядка, но и опасность развития реальных тенденций в будущем. Узнаваемость социально-исторических примет, тесная связь с действительностью и вместе с тем ее художественное прогнозирование – существенные признаки антиутопии. Следует отметить особую роль фантастики в антиутопии, которая имеет прежде всего прогностический характер. Фантастика служит вскрытию глубинных противоречий общества и обнажению духовных процессов, происходящих во внутреннем мире личности. В отличие от утопии, которая связана с мифами разного рода, антиутопия направлена на освобождение от ложных мифов, утопизма общественного сознания. Поэтому объектом критического исследования в антиутопии наряду с реальными явлениями становятся и утопические идеи.

Большую роль в антиутопии играют различные средства комического (сатира, ирония, гротеск, пародия и др.), которые обеспечивают обличительный пафос жанра. Вместе с тем комическое нередко тесно соединено с трагическим, а может порой и уступать ему. В антиутопии выражен протест против насилия, абсурдного государственного устройства, бесправного положения личности. Этой задаче подчинена поэтика антиутопии, вся система изобразительных средств, среди которых важное значение имеют хронотоп, язык («новояз»), символика и др.

С конца XIX до конца XX веков русская антиутопия прошла длительный путь в своем развитии. Как показано в работах исследователей последних лет (Б. Ланина, О. Николенко и др.), за это время оформились жанровые особенности русской антиутопии, ее национальная специфика. Среди традиционных для русской антиутопии черт следует отметить связь жанра с социальными экспериментами, стремление осмыслить негативные результаты этого экспериментирования. Русская антиутопия, по сравнению с западной, отличается большей конкретностью, злободневностью, поскольку сама жизнь давала писателям интересный материал для наблюдений и художественных прогнозов. При всей исторической конкретности произведения русских авторов отличаются стремлением философски осмыслить мир и место человека в нем.

В русскую антиутопию пришли герои-философы (А. Платонов), герои-творцы (М. Булгаков), герои-интеллигенты (Ю. Даниэль, В. Аксенов), в которых воплотились философские размышления авторов о смысле человеческой жизни, о свободе и насилии, о духовном противостоянии тоталитаризму. В русской антиутопии проявляется глубокое внимание к «маленькому человеку», его частной судьбе, что определяет различные формы психологизма (прежде всего развитие сказа). Кроме того, русская  антиутопия XX века тесно связана с традициями русской и мировой классической литературы                    (Е. Замятин, М. Булгаков и др.), а также национального фольклора (особенно это проявилось в произведениях А. Платонова).

Если в начале XX века развитие русской антиутопии происходило под знаком модернизма и его взаимодействия с реализмом, то со второй половины XX века исследователи отмечают смену художественных парадигм, переход к стратегиям постмодернизма. В 1980-е годы постмодернизм вышел из андеграунда, переместился в центр литературного процесса, обрел популярность, стал объектом критических дискуссий                (А. Мережинская). Это время кардинальных изменений и в общественной жизни, что наряду с имманентными факторами дало новый импульс жанру антиутопии. Поэтому начиная с 1980-х годов и по настоящее время можно говорить о самостоятельном этапе русской антиутопии, который нуждается в специальном рассмотрении с учетом литературной преемственности и новаторства писателей.

Антиутопия – это неоднозначный и динамичный жанр, который находится в постоянном обновлении и развивается вместе с движением литературного процесса. Таким образом, в настоящее время особенно актуальной является проблема изучения конкретно-исторических форм антиутопии, в частности русской антиутопии 1980-х – 2000-х годов, что позволит определить, какие признаки остались в ней неизменными, традиционными (ядро жанра) и какие новые черты приобрел жанр на современном этапе.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Русский литературный постмодернизм Художественная специфика