Символика цвета в “Повести непогашенной луны” - сочинение

"МЫСЛЬ" И "РИСУНОК" В "ПОВЕСТИ НЕПОГАШЕННОЙ ЛУНЫ"

Господствующие цвета в повести — красный и белый. Красный (кровь) обладает, в соответствии с давней культурной традицией, двойственной символикой — это и цвет жизни, символ ее полноты, но и — знак трагедии, смерти. Именно в этих качествах красный цвет и присутствует в по вести, и он связан неразрывно с двойственностью мотива крови (см. выше).

Также осложненной, двойственной в повести является и символика белого цвета, который нельзя сводить только к роли предвестника смерти, что утверждается, например, в одном из исследований: "символику цвета подчеркивают слова, с которыми прилагательное сочетается в контексте: плат и луна.  Белый цвет в Древнем Риме и в течение многих лет в Европе являлся символом смерти и перехода в новую жизнь, ожидающую умершего. Белый — традиционный цвет траурных одежд на Востоке и в Европе. Поэтому /strong> луна в синих облаках и в Черных провалах неба". Здесь очевиден явный контраст белого и черного, причем черный цвет заведомо предстает в своей негативной, трагической символике, так как он не обладает двойственностью. Белый цвет, таким образом, оказывается на противоположном черному полюсе, и он воспринимается как символ ясности, чистоты, невинности, в данном случае - безвинности страданий луны. * * *

Пильняковская луна перекликается с есенинской луной из стихотворения "Весна", написанного на год раньше повести — в 1924 году, где есть такие строки: А ночью Выплывет луна. Ее не слопают собаки: Она была лишь не видна Из-за людской кровавой драки. Но драка кончилась… И вот — Она своим лимонным светом Деревьям, в зелень разодетым, Сиянье звучное Польет.

Есенинская "не слопанная собаками луна" и "непогашенная луна" Б. Пильняка… Не случайна близость образов у художников, остро чувствующих природное, вечное. * * *

В свое время Е. Замятин в статье "Москва — Петербург" о Б. Пильняке писал: "Если у большинства петербургских молодых прозаиков мы найдем по-мужски крепкий, с инженерной точностью построенный сюжет, то у Пильняка сюжетный план всегда так же неясен и запутан, как план самой Москвы"2. И все же Пильняку нельзя отказать в тщательнейшей, инженерной выверенности "Повести непогашенной луны", во взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов и уровней текста. Анализ "Повести непогашенной луны": Символика цвета в повести







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Символика цвета в “Повести непогашенной луны”