Сказка как жанр фольклора Разновидности сказок - сочинение

Цель: ознакомить с понятием сказки как жанра фольклора, разновидностями сказок, их выполнением и особенностями; развивать интерес к чтению сказок, связная речь учеников, умение обосновывать свои утверждения; воспитывать стремление к познанию, самосовершенствованию.

Оборудование: сборник сказок народов мира, иллюстрации к ним; таблица «разновидности сказок». Теория литературы: народная сказка, ее разновидности.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.

- Едва ли найдется среди нас кто-то, кто бы не любил слушать сказки, читать их, мечтать о волшебных вещах, сказочных приключениях и чудесах. Это только на первый взгляд сказка - забава и развлечение для малышни. Даже взрослые могут найти в народных сказках много поучительного для себя. В этом мы убедимся, ближе познакомившись с этим видом устного народного творчества.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Эвристическая беседа.

• Как вы понимаете, что такое сказка?

• Какие сказки вы учили в начальных классах? Читали самостоятельно?

• О чем чаще всего рассказывается в сказках?

• Какая ваша любимая сказка? Почему?

2. Отгадайте, о какой сказке речь идет в шутливых вопросах:

• В какой народной сказке хитрый и независимый герой от всех убежал, а перехитрила его лишь лисичка? («Колобок»).

• В какой сказке рассказывается об овоще, который вырос очень большим и этим принес много хлопот хозяевам? («Репка»).

• В какой сказке домашняя птица уладила вред домашнего грызуна и обогатила своих хозяев? («Курочка Ряба»).

• В какой сказке печь служила герою автомобилем? («По щучьему велению»).

• Какое из земноводных животных в сказке имело титул царевны? («Царевна-Лягушка»).

IV. Восприятие и усвоение нового материала.

1. Самостоятельное чтение (или чтение вслух) статьи учебника о народной сказке (с. 20-21 - в учебнике Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; с. 29-30 - в учебнике Е. Волощук).

2. Записи в литературоведческие словарики.

Сказка - один из жанров фольклора, повествовательное произведение о выдуманных, фантастических событиях, которые воспринимаются и переживаются как реальные.

3. Составление таблицы о видах сказок с приведением примеров.

Народные сказки.

4. Слово учителя.

— Сказки о животных считаются древнейшими, так как раньше люди жили среди природы, итак их существование часто зависело от удачной или неудачной охоты на диких животных. Иногда животных даже обожествляли, составляли о них легенды и сказки. Например, немало сказок составлено разными народами о лисицах. Записи в литературоведческие словарики. Странствующие сюжеты - это общие, одинаковые истории, приключения, которые встречаются в фольклоре разных народов.

— Звери в сказках часто олицетворяли какие-то человеческие типы и черты. Так, Волк - часто жестокий и грубый, Медведь - мешковатый, неповоротливый, Заяц - трусливый, Лиса - хитрая, Змея - опасная, Осел - упрямый и т. п.

Записи в литературоведческие словарики.

Аллегорией, или инакосказанием, называется такой художественный прием, когда какой-либо один обобщенный образ передается с помощью другого, конкретного.

5. Выразительное чтение индийской народной сказки «Крашеный шакал» (с. 25 в учебнике Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко).

6. Обмен впечатлениями о произведении.

Понравилась ли сказка, чем именно?

Герой сказки отрицательный или положительный?

Заслуживает ли он сочувствия?

Свою мысль обоснуйте.

Какие детали указывают на то, что эта сказка принадлежит индийскому народу?

7. Выразительное чтение раздела из «Романа о Ренаре» - «Как Ворон украл у бабушки сыр и как Ренар добыл его от Ворона» (с. 29-31 в учебнике Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко).

8. Эвристическая беседа.

К каким видам сказок принадлежат прочитанные произведения? Какие черты олицетворяют Шакал, Лиса? С какими подобными сказками вы уже знакомы? Рассмотрите иллюстрации учебника и отгадайте героев.

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

Прочитайте зашифрованное выражение известного русского сказочника П. Бажова о значении сказки (пропущены громкие звуки)

(Старая сказка нужна. В ней много того дорогого прошлого, которое полезно ныне и понадобится потом).

VI. ДОмашняя задача.

Дополнить примерами таблицу «Виды сказок», прочитать самостоятельно с учебником «Панчатантру», «Кто такая лиса Ренар» или другие разделы «Романа о Ренаре» по выбору (с. 22-35 в учебнике Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; уроки мудрого Попугая - в учебнике Е. Волощук, с. 24-30). Сообщение отдельных учеников (пересказ сказок братьев Гримм, см. урок № 6).

VII. Итог урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите фразу.

Интереснейшим на уроке для меня было то...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Сказка как жанр фольклора Разновидности сказок