Социально политическая повесть антиутопия - сочинение

В последние десятилетия большое распространение получила социально-политическая повесть-антиутопия: «Путешествия экстраполятора» А. Кабакова (1988, 1999), «Омон Ра» В. Пелевина (1992), «Катастройка»   А. Зиновьева (1989), «Не успеть» В. Рыбакова (1989) и др. Авторы обращаются к исследованию сложных процессов современности, когда кризисы государственной системы и идеологии создали чрезвычайную напряженность в обществе, приведшую к социальной конфронтации и борьбе за власть между различными политическими силами. В социально-политической повести-антиутопии человек попадает в новую фазу истории – зону непредсказуемости и неопределенности будущего.

Вокруг идет война различных партий и социальных групп, каждая из которых считает себя правомочной представлять интересы народа, но эта война идей, как считают авторы, приобретает трагический характер, поскольку грозит превратиться в настоящую войну, где могут погибнуть тысячи людей. Создателей антиутопий объединяет тревога за судьбу человека – о нем снова забыли в политических разногласиях и он опять может оказаться жертвой жестокой реальности. Социально-политические повести-антиутопии словно бы иллюстрируют события, которые совершаются сегодня, что подтверждает справедливость прогнозов писателей.

Одним из самых распространенных способов художественного моделирования в антиутопии является экстраполяция – перенесение реалий и существующих тенденций в будущее. Такой композиционный прием использует  А. Кабаков в дилогии «Путешествия экстраполятора». Первая часть антиутопии – «Невозвращенец» – написана в 1988 году. В произведении соединяются элементы разных жанров: путешествия, репортажа, фильма-катастрофы (А. Василевский) и др. Сам же автор называет «Невозвращенца» «политическим памфлетом» и «пародией»: «Я просто развил уже существующие тогда явления исходя из линейного закона нарастания. Недаром и герой мой зовется «экстраполятор». Но, похоже, любая ситуация в России имеет тенденцию развиваться линейно». Полижанровость произведения способствует отражению разных аспектов действительности в их проекции на будущее.

Для  современной антиутопии характерна апелляция к прошлому. Писатели стремятся осмыслить опыт советской истории, демифологизировать недавнее время, чтобы предостеречь общество от повторения былых ошибок. В повести «Омон Ра» (1992) В. Пелевин развенчал миф об СССР как о стране, добившейся высоких успехов в области космонавтики. Основу произведения составляет разоблачение фальшивой, обманчивой природы советской реальности. В антиутопии все парадоксально:

«укорененное в сознании героя обладает высочайшим статусом реальности… напротив же, все претендующее на роль действительности – фиктивно и абсурдно».

Повесть «Омон Ра» становится «историей о мистификации»: СССР обманывает весь народ и весь мир, запуская в космос корабли на человеческой тяге, заменяющей автоматику. Только на последних страницах выясняется, что герой не был в космосе, хотя все усилия прилагались для того, «чтобы создать у жертвы впечатление, будто она побывала на Луне» , а «луноход» стоит на рельсах в метрополитене.

Но не все так безнадежно. В. Пелевин показывает и момент «прозрения жертвы». По стечению обстоятельств «смертник» Омон Кривомазов остается в живых. Он бежит в мир реальности: «…я с криком рванулся вверх, в считанные секунды вскарабкался метра на два и протиснулся в горизонтальное ответвление. Оно кончалось круглым окошком, за которым виднелся земной шар в мутной дымке облаков; я всхлипнул и пополз ему навстречу» .

Возвращение Омона в мир реальности связано с освобождением от ощущения смертника. Однако вопрос об умении героя жить в этой реальности остается открытым. С одной стороны, В. Пелевин восстанавливает Омона в его человеческих правах, а с другой, фиктивная природа реальности не изменилась. Не случайно, садясь в метро, Омон видит у соседки все тот же набор полуфабрикатов, которым его кормили всю жизнь: «там было несколько макаронных звездочек и мороженая курица в целлофановом мешке». Герой возрождается для жизни в своем космосе. И в этом контексте авторское посвящение, предпосланное «Омону Ра»: «Героям Советского Союза», наполняется новым смыслом.

Политика доминирует не только в содержании, но и является формообразующим принципом. В данном произведении политическая ситуация первична, а сам персонаж оказывается вторичным средством, с помощью которого организуется «экскурсия» в антиутопию. Литературный же принцип предполагает первостепенность именно персонажа, самораскрытие его характера под натиском определенных обстоятельств.  Герой произведения – человек-функция, человек, политизированный настолько, что годен лишь для физического перемещения, существования и использования. Он лишен энергии, воли и психологических сложностей.

Таким образом, современные процессы изменения государственных систем и идеологий, которые происходят на постсоветском пространстве, обусловили активное развитие социально-политической повести-антиутопии, насыщенной злободневными проблемами. Средствами художественного прогноза писатели предупреждают о трудностях избавления от тоталитарного сознания и новых опасностях на пути социального переустройства. Главным героем социально-политической повести-антиутопии становится «человек политизированный», то есть человек как объект современной политики и политических технологий. Большое внимание авторы уделяют исследованию массового сознания, что отразилось в собирательном образе толпы, которая нередко ставится в центр произведений. Ведущими мотивами социально-политической повести-антиутопии стали мотивы войны, охоты, бегства, замены и др. Действие отнесено в недалекое будущее, а пространство социально маркировано, что делает узнаваемыми реалии современного мира.









Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Социально политическая повесть антиутопия