Стилистические фигуры анафора эпифора антитеза градация инверсия риторическое обращение риторический вопрос многосоюзие и бессоюзие - сочинение

Цель: Познакомить учащихся со стилистическими фигурами; развивать умения опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать стилистические фигуры; совершенствовать умения и навыки использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям старшеклассников; способствовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: Учебник, учебные тексты.

Тип урока: Урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся понимают взаимосвязь стилистики и культуры речи; опознают в художественном тексте стилистические фигуры, определяют их роль; правильно и уместно используют стилистические фигуры для решения определённых коммуникативных задач. ХОД УРОКА

I.

Организационный

Этап II.

Актуализация

Опорных

Знаний

Беседа ♦ В чём выражается эстетическая функция художественного стиля? ♦ Какие средства художественной выразительности вам известны? III

.

Постановка

Цели

И

Задач

Урока

Мотивация

Учебной

Деятельности Учитель.

Стилистические (или риторические) фигуры призваны усиливать выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь, специальным синтаксисом. Эти средства можно назвать выразительными. Однако строгого разграничения изобразительных и выразительных средств языка, тропов и стилистических фигур, нет: в большинстве случаев они тесно связаны между собой, переплетаются друг с другом. И не так уж мало в нашей повседневной речи образных определений-эпитетов, метафор и т. п.

, только не всегда мы их замечаем, потому что в значительной мере наша речь «автоматизирована», состоит из готовых выражений, извлекаемых из памяти. Изобразительно-выразительные средства языка также широко используются в публицистических жанрах и нередко встречаются в научной речи, когда необходима живость изложения, образность и эмоциональная яркость высказывания. Эти средства усиливают действенность слова благодаря тому, что к логике содержания добавляется экспрессивность его выражения. Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Рассмотрим некоторые из них.



IV

.

Работа

Над

Темой

Урока

1. объяснение учителя — Большими выразительными возможностями обладают особые синтаксические построения, так называемые стилистические или риторические фигуры. Этих фигур много: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение и вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Анафора (единоначатие) — это повторение слов или оборотов (иногда звуков) в начале отдельных частей высказывания: Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей. (М. А. Светлов) Эпифора (добавка) — повтор слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений): Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. А. Блок) Антитеза (противоположение) — это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются понятия (антонимы), явления, предметы: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица). Градация (постепенное повышение) — это расположение слов в предложении в порядке изменения значения: Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдет, как с белых яблонь дым.

(С. А. Есенин) Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать его характеристику: Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (а. С.

Пушкин). Риторический вопрос — это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к предмету речи: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н. В. Гоголь). Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение. Напряжённость и выразительность речи усиливают также риторические восклицания: Эх, тройка! Птица тройка! (Н. В.

Гоголь) К числу изобразительных средств синтаксиса относятся также особые построения словосочетаний предложений или группы предложений, как бессоюзие и многосоюзие. Многосоюзие — это такое построение речи, при котором намеренно повторяются союзы, поставленные между членами простого предложения или между частями сложного предложения (это Делается для их логического и интонационного подчёркивания, показа единства перечисляемого): По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны (а. И. Куприн). Конструкции с многосоюзием чаще встречаются в эмоциональной речи. Бессоюзие — это такое построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами простого предложения или между частями сложного предложения с целью придать высказыванию динамичность: Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (а.

С. Пушкин). Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создаёт особый стилистический эффект: Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнём, Ни остротою, ни умом, Ни общежития искусством. (А. С. Пушкин) Инверсия (перестановка) — расположение слов в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство. Оно часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи, ср.

: Летние ночи не долги (прямой порядок, спокойное, ясное изложение). Не долги летние ночи! Обратный порядок помогает выразить не только сообщение, но и эмоции говорящего. Такой экспрессивный порядок слов встречается в разговорной речи, поскольку она по природе своей эмоциональна. Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи, где она выполняет ещё и ритмообразующую функцию.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V.

Обобщение

,

Систематизация

И

Контроль

Знаний и

Умений

Учащихся

1. наблюдение над языковым материалом Š Найдите в текстах риторические вопросы, риторические восклицания и риторические обращения.

Объясните, для чего они используются. 1) Орлам случается и ниже кур спускаться: Но курам никогда до облак не подняться! (И. А. Крылов) 2) Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М. Ю. Лермонтов) 3) Земля — владычица! К тебе чело склонил я (В. Соловьёв). 4) Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в огонь. Может ли не стучать пепел её в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ Второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение?

(М. А. Шолохов) Š Найдите в текстах примеры градации, определите, по какому признаку располагаются её члены, опишите её выразительную роль. 1) Принёс — и ослабел, и лёг Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. (А. С. Пушкин) 2) Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись. (С. А. Есенин) 3) а идти становилось всё труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, ревело (В. М. Шукшин). Š Найдите в текстах примеры антитезы. Определите, какие антонимы в них использованы, как приём противопоставления влияет на выразительность текста.

1) Мой верный друг! мой враг коварный!

Мой царь, мой раб! Родной язык!

(В. Я. Брюсов) 2) Возникают, стираются лица, Мил сегодня, а завтра далёк. (А. Ахматова) Š Определите, какие фигуры речи (антитезу, градацию, повтор, бессоюзие, риторический вопрос и т. д.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Стилистические фигуры анафора эпифора антитеза градация инверсия риторическое обращение риторический вопрос многосоюзие и бессоюзие