Стихотворения в прозе «Русский язык» «Порог» особенности жанра патриотизм - сочинение

Цель: познакомить учащихся со спецификой жанра; совершенствовать умение определять тему и основную мысль произведения; воспитывать нравственное отношение к миру и людям. Оборудование: на доске написаны слова И. Тургенева из письма к В.

Е. Ламберт (см. в ходе урока) и определения понятий лиризм, ритмичность, музыкальность; аудиозаписи (см. в ходе урока). Я всегда тосковал по форме Более ёмкой, которая не Была бы ни слишком поэзией, Ни слишком прозой. Ч.

Милош, Польский поэт

ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания II. Постановка целей и задач урока III. Работа над темой урока 1. Беседа с комментариями учителя

Какие признаки позволяют назвать произведение поэтическим?

(Особая ритмичность, лиризм, музыкальность, образность. Внимание Учащихся обращается на доску, где даны определения данных понятий.) Лиризм — от «лирический»: такой, при котором чувства, душевные Переживания господствуют над рассудочным началом; чувствительный.

Ритм[ичность] — равномерное чередование каких-либо элементов — звуков, например, рефренов, анафор, кольцевой композиции и т. д. Музыкальность — когда идеи и чувства выражаются ритмически организованными звуками. 2. Слово учителя — У И. С. Тургенева есть цикл произведений, которым он дал название «Senilia» («Старческое»). Перечисленные выше признаки позволяют отнести произведения, входящие в данный цикл, именно к жанру стихотворений, но стихотворений… в прозе. (Обращение к эпиграфу) Итак, поговорим о некоторых из них. Поводом к написанию стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Порог» послужил судебный процесс над Верой Засулич, который проходил в 1878 году. Она стреляла в петербургского градоначальника Трепова, и судом присяжных под предводительством А. Ф. Кони — известнейшего русского юриста — была оправдана. И хотя Тургенев отнюдь не являлся сторонником радикальных способов борьбы за переустройство мира, он, как умный человек, понимал, что каждое поколение ищет в жизни свои пути. И еще он понимал, что молодая жажда подвига, с одной стороны, и бессильная мудрость людей, поживших на белом свете,— с другой, всегда, во все эпохи, будут по разные стороны баррикад. Но объективно, по-человечески, писатель не мог не восхищаться самоотверженностью молодого поколения. 3. Чтение подготовленным учеником стихотворения «Порог» (1878) (или прослушивание аудиозаписи) 4. Беседа о форме и содержании произведения

Чем интересна композиция стихотворения?

Какова его тема и основная мысль?

Как вы можете объяснить смысл последних двух фраз — оценочной реакции на поступок героини?

Символом чего является этот образ — «порог»?

Почему писатель делает логическое ударение на слове «русская» — «русская девушка»? Что восхищает автора в героине, вызывает уважение? 5. Продолжение слова учителя — А вот стихотворение в прозе, в котором определение «русский» вынесено в название — стихотворение посвящено русскому языку. Пристальное внимание к родному языку присуще всему творчеству И. С. Тургенева. Немаловажную роль в этом играл и тот факт, что сам писатель знал несколько иностранных языков, и поэтому у него была возможность, сравнивая, делать определенные выводы. Мы тоже сопоставим, только не языки, а суждения писателя о русском языке, между которыми — 23 года, и посмотрим, какие качества языка ценились Тургеневым в разные периоды его жизни. Итак, в письме к В. Е. Ламберт в декабре 1859 года он писал (обращение к доске): «… для выражения многих и лучших мыслей он [русский язык] удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе…» Сейчас прозвучит стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык», которое было написано в 1882 году 6. Чтение стихотворения «Русский язык» (или прослушивание аудиозаписи) 7. Беседа о содержании стихотворения

Сопоставим тургеневские оценки языка в разные периоды жизни И творчества писателя: 1859 год (письмо к Ламберт): «хорош по честной простоте и свободной силе»; 1882 год (стихотворение в прозе): «великий, могучий, правдивый, свободный». Вывод: восприятие языка как «свободного» сохраняется, но просто «сила» теперь трансформируется в мощь — «могучий», а «честность» — в «правдивый». Кроме частной оценки «простота», дается общая и всеобъемлющая — «великий» язык. Это стихотворение — своеобразное литературное завещание писателя.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…» — о каких сомнениях идет речь? Почему раздумья о судьбах Родины — «тягостные»? (Стихотворение написано почти одновремен Но с «Порогом». Это был период трудный и неоднозначный для России. )

Как связаны для Тургенева понятия «язык» и «народ»?

Какова роль любого языка в системе жизненных и культурных ценностей?

Мы привыкаем к языку, как к воздуху, которым дышим, и не замечаем его. При каких обстоятельствах мы начинаем осознавать свой родной язык как «опору» и «поддержку»? 8. Практикум. Сравнение партитур стихотворения 1) Исполнение актрисы А. Коонен Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ||| — ты один мне поддержка и опора, || о великий, могучий, правдивый и свободный | русский язык! ||| Не будь тебя — как не впасть в отчаяние | при виде всего, || что совершается дома? ||| Но нельзя Верить, что такой язык | не был дан || великому народу! 2) Исполнение артиста А. Киселева Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, || — ты один мне | поддержка и опора, || о великий, могучий, правдивый и свободный | русский язык! || Не будь тебя | — как не впасть в отчаяние |
при виде всего, || что совершается дома? || Но нельзя Верить, | что такой язык | не был дан || великому народу! Комментарий для учителя. ↓↑ — повышение и понижение голоса, | — маленькая пауза, || — средняя пауза, ||| — большая пауза, подчеркнуто логическое ударение. Учитель. Чем, по-вашему, вызван индивидуальный «рисунок» чтения стихотворения Тургенева двумя артистами? Какой из них вам ближе? Почему? IV. Подведение итогов урока V.

Домашнее задание Прочитать стихотворение в прозе «Воробей» (1878), определить его основную мысль; познакомиться с определением понятия «сценарий» по словарю или энциклопедии; в фильмах, которые вы будете смотреть (до следующего урока), обращайте внимание на композицию кадра, на крупный и общий планы.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Стихотворения в прозе «Русский язык» «Порог» особенности жанра патриотизм