Стройная гармония слова Сборник сонетов «Мечта» - сочинение

В 11-м классе учеников следует познакомить с сонетами Станислава Репейника. Уместным будет привести слова французского поэта Буало о том, что «сонет завершенный стоит целой поэмы» и вспомнить, что к старинной за происхождением форме стиха - сонету, уже знаемой учениками, в разные времена обращались Иван Франко, Леся Украинка, Максим Рыльский, Николай Бажан, Андрей Малышко, Дмитрий Павлычко и другие украинские поэты. И неслучайно. Овладение этой формой будто удостоверяло высшую степень мастерства в искусстве стихосложения.

С. Репейник не стал исключением. В венках сонетов «Весна», «Второе крыло», «Мечта» автор, придерживаясь четкой метрической схемы, изображает внутренне состояние лирического героя, пронизанного светлой верой в лучшее будущее, ради которого он не пожалеет сил. А решительности и смелости одолевать препятствия ему хватит.

Победоносным духом, оптимизмом пронизан венок сонетов «Мечта», который был напечатан в 1966 году. Это было время хрущевской оттепели, когда, казалось, свободнее стало дышать, можно было вслух, откровенно, искренне и правдиво высказать свои сокровенные мысли и чувства. В Украине это время было обозначено подъемам национального духа, что нашло свое отражение в творчестве «шестидесятников», которым верилось, что страшные времена навеки прошли, и отныне украинский народ испытает лучшей судьбы. Ради этого надо только подняться с колен, выпрямиться в полный рост, расправить грудь, гордо поднять голову - к солнцу, и засевать ниву жизни - для добра.

    Мечта (венок сонетов)

    Я то иду, то плашмя выдираюсь,
    меня никто не сможет остановить,
    так как мечтаю я о том счастливом миге,
    когда затронут пальцы чистых радуг.

Тогда я засмеюсь ребенком, радушно, тогда погожий день зазвенит, заколотит в пшеничную медь так, что из могилы встанет седой прадед.

Заиграет спектр, будто струны кобз, в красках вспыхнут века и эпохи, добродетельные, наподпудренные ничуть, без лицемерия и напыщенных бонз...

    Поднимаю дом - впереди скала...
    Моя дорога вверх пролегла.

2 Моя дорога вверх пролегла, уже не под силу прозябать по низинам, до крови уже сбиты колени, и сердце почернело, будто кагла.

    Конечно, не песчинка я малая,
    не сникший муравей... я - человек...
    У человека же всегда выпростанная спина,
    а глаза - сияние брызг из-под весла.

Я иду. Вокруг чащи, утесы. Ровняю ямы, разбиваю скалы, чтобы простелились здесь пути веселые... Душа цветет не гаснет мощь руки, -

хотя щеки росяница залила, клубиться над головой мгла.

3 Клубиться над головой мгла... Она, как все на свете, тоже не вечная. Горячие капли ураган встречный остужает на бороздах лба. Работа дух и мускулы дала, она для меня радостная и обычная, любовь свою к ней не одолжил - навеки взял у родного села. Всего испытать выпало в жизни, итак где в чем я умею разбираться. Нигде не видел, чтобы на серебряных блюдах носили зерна счастья золотые пророки в наиболее современных нарядах... И все же меня ждут солнце и радость.

4 И все же меня ждут солнце и радость, к ним тянулись еще в давность. Как их растормошить, я все-таки постигну, мой опыт и покажет и посоветует.

На свете будет лишь тогда порядок, если все поймут истину одну: лелеять весну и передавать лишь добро в наследство. Иначе жить совесть не дает, иначе жить - непростительное преступление. Или хотим того, или не хотим - нам защищать будущее свое. Смущают душу помыслы крылатые, я подчинился их могущественной власти.

5 Я подчинился их могущественной власти, она меня зажала, будто обруч, и на краешке отвесных круч иду под весом дорогой клади.

Отступники, наверное, беспредельно рады, надеются схватить с пустыми руками, и я держусь за рамена туч, я в походе, а не на параде.

Тяжело временами, болезненно мне жалею, что избрал такую дорогу. Тогда совесть кличу на помощь, снова движусь в дали лучезарные.

    Страстная мечта прибавляет тепла,
    она проткнула сердце, будто стрела.

 Она протнула сердце, будто стрела, теперь навеки я в ее плену, протяну навстречу жаркие ладони, чтобы силой новой налила,

Дыхаием придеснянского зела... Чтобы думы скакали будто кони, чтобы не дремали вяло, чтобы их зарядами эпоха моя взяла. Наверное, в этом соль жизни - горение, наверное, в этом - крылья ожиданий, суровой радости, непостигнутых страданий и верности знаменам поколения.

Полуду мечта из глаз сняла и взнуздала дух, и повела.

7 И взнуздала дух, и повела в мир широкий через Украину, свою надежду и своего ребенка, в чьей душе ракета и ковыль.

Хотя подставляла ножку судьба злая, вбираю в себя смелость орлиную, я полюбил, прежде всего, человека, где бы не был он, где бы не жил. Тот родным стал мне, кто больше всего лишь совесть чистую и добро поднимает, кто на чужое глаз не косит, ясный лучи в каждый дом несет.

Кто к цели спешит - хотя, может и падал - сквозь стук громов, рев водопадов.

8 Сквозь стук громов, рев водопадов мои деды, родители мои прошли. И не опозорили чести ни пяди.

Лукавство - это самое страшное из снарядов, то злости присущи валы. Кто против него - достойный похвалы, кто против него - искренности не предал.

    Такие мои деды, мои родители,
    что через плуг разговаривают с миром,
     все время живу по их завещанию, проторяю в неизведанное тропы.
    Прилипло пол-земли к подошвам, несу в груди молодую любовь.

9 Несу в груди молодую любовь к вчера, завтра - значит к сегодня. На поиски и открытия голодный, сменил на грозы уютный покров.

В глубине веков я нашел неистовую страсть, мысли полноводные, надежды - ожидания благородные... Соединяет с ними нас любви шов. Смотрю назад, чтобы будущее увидеть... Современность - это модерная давность плюс атомно-космическое чудо и верховод постоянная неосмотрительность...

Моя любовь служит этому призраку с ненавистью беспощадной в паре.

10 С ненавистью беспощадной в паре... Только такую любовь я признаю... Если бы жили мы даже в раю, то и там бы попадались негодные.

Не думаю что светлый день мрачу: разве лишь солнце и цветы я имею? И не любил бы землю я свою, когда бы любил только красивое и чары.

    Тот, кто всему кадит фимиам
    и усыпляет людям кровь и мозг
    не умрет, как Карбышев, на диком морозе -
    сделать это посоветует щедро вам...

И все же станут мягче, побледнеют распри, развеются пасмурные, темные тучи.

11 Развеются пасмурные, темные тучи, земля оденет солнечный венок, будет звенеть громче человека шаг под солнечные взволнованные литавры.

    Уважительную глупоту уложат, ее властвованию выйдет срок,
     гроб запрут в склепе на замок, которого не сорвут тупые удары.

И добрые люди возьмутся за руки, если, конечно, их не предаст толк, и будет незыблемым этот союз, и станут воспоминаниями бывшие мучения...

Будет изобиловать красота полей, дубрав, голубое небо заискрится снова.

12 Голубое небо заискрится снова, так как от деда-прадеда оно голубое, надеждой в светлых душах цветет, почкуется жадностью обнов.

И кое-кто уже свою боязнь поборол, и не закоченел сиднем, он постигает зрением ненасытным ту истину, что век к ней шел. Она болит словно свежая рана, жаль, некому ее перевязать: у одного просто руки не стоят, а другой умеет, и думает - рано...

Я перевязываю... Утихают боли... Засияют лучи на чистом небосклоне.

13 Засияют лучи на чистом небосклоне, туманы захлебнутся в оврагах, счастливый мир крыльями махнет, как птица.
Нет, не заглушит всех единый цвет! Щедроттой красок открыт будет путь. Новейший Моцарт или новейший Бах на эту пустоту не согласятся никогда. Не изрыгнет никто злопыхательский гнев на кого-то: надо так, как я, петь! «Иконы» сохранят, как экспонаты недоразвитых печальных веков.

    Опавшая листва перетрухнет судьбы,
    над миром поднимутся обновленные тополя!

14  Над миром поднимутся обновленные тополя, тонкие красавицы с берегов Днепра,

 им улыбнется радостная пора, ветра их приветствуют на раздолье.

Пестреть, курчавиться им в поле, испытать воли, счастье и добра. Не вернуться безнадега и печаль, согреет их ожидаемая судьба.

    Тополя пойдут по материкам
    без намерения нечестного, лихого,
    так как без шлагбаумов простелются дороги
    для всех деревьев, для всех во всех краях...
    Поэтому на полдороги не останавливаюсь, я то иду, то плашмя выдираюсь.
    Я то иду, то плашмя выдираюсь:
    моя дорога вверх пролегла,
    клубится над головой мгла,
    и все же меня ждут солнце и радость.

Я подчинился их могущественной власти, она проткнула сердце, будто стрела, и взнуздала дух, и повела сквозь стук громов, рев водопадов.

Несу в груди молодую любовь с ненавистью беспощадной в паре. Развеются пасмурные, темные тучи, голубое небо заискрится снова.

Засияют лучи на чистом небосклоне, над миром поднимутся обновленные тополя! 1966.

Вопросы и задачи.

1. Прочитайте венок сонетов  «Мечта».  Определите тему и идею произведения.

2. Чем объединяется это произведение С. Репейника с «шестдесятниками»? Обоснуйте свою мысль.

3. Какие эстетичные ориентиры дает автор в венке сонетов «Мечта»?

4. Какие морально-этические ценности проповедует?

5. Найдите художественные средства, которые предоставляют произведению неоромантичную патетику.

6. Охарактеризуйте лирического героя произведения.

7. В чем заключается философичность произведения?

8. Какую роль в произведении сыграют метафора, образы-символы?

 

9. Отвечает ли произведение классической строфической форме стиха-венка сонетов? Для чего, по вашему мнению, автор избрал именно эту старинную форму для раскрытия современных ему проблем?

10. По смыслу венка сонетов «Мечта» напишите произведение-раздумье (миниатюру) «Я - Человек».

Своеобразным ключом для понимания главной мысли произведения может быть небольшой стих под названием «Этюд пробуждения» (из книги «Краски» - 1967 г.), который возник как продолжение темы венка сонетов «Мечта».

Прозрачная метафора, положенная в основу стиха, как основной художественный прием, порождает яркие ассоциации с тогдашней жизнью. Автор уже традиционно вводит ряд образов-символов, которые выражают главную мысль произведения - старое и новое находится в вечном противостоянии, в вечном борении. Пробудить «дремоту площадей, сон перекрестков», «чтобы радужно заиграла серая, равнодушная даль» может только «весны целебный гимн». И лирический герой, перенимая «у грозы высочайший дар», готов с молодым упорством «все от сна будить!». В этом и во многих других стихах четко прослеживается гражданская позиция автора, ощущается его бунтарский дух, смирить который так никому и не удалось. Вспомним хотя бы такие его поэзии, как «Скрипят дубы над головой» (1972 г.), «Мудрый человек» (Олесю Гончару; 1990 г.) и т.п.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Стройная гармония слова Сборник сонетов «Мечта»