Сфера применения функции стилевые черты художественной литературы - сочинение

Цели: познакомить учащихся со сферой применения стиля художественной литературы. Акцентировать внимание на его стилевых чертах, своеобразии текстов с созданием художественных образов; развивать умение определять средства художественной выразительности; обогащать словарный запас учащихся в процессе теоретической и практической работы; способствовать укреплению интереса учеников к художественному слову и развитию образного мышления. Оборудование: карточки №№ 1, 2, 3 для работы в парах.

ХОД УРОКА I. Опрос по домашнему заданию Учитель осуществляет выборочную проверку. II. Актуализация опорных знаний Терминологический диктант Задание. Дайте определение терминам:

    метафора;
    гипербола;
    литота;
    сравнение;
    эпитет;
    оксюморон.

III. Постановка целей и задач урока Учитель. На уроке мы обратили внимание на средства создания художественных текстов, функции и сферы применения стиля художественной литературы. IV. Объяснение нового материала Лекция учителя (Учащиеся составляют план лекции.) — Сферы применения стиля художественной литературы — это телевидение, радио, театр, кино, художественная литература. Стиль художественной речи имеет целью создавать средствами языка художественные образы. Каковы же особенности языка художественной литературы? Наиболее яркая, бросающаяся в глаза — необычайно богатый, разнообразный словарь без ограничений. Здесь могут использоваться, как вы уже видели на примере рассказа Аверченко, средства всех других стилей — и термины, и официальные выражения, и разговорные слова и обороты, и публицистика.

Разумеется, все эти разнообразные средства выполняют определенные художественные задачи. Так, например, для расширения кругозора читателя, для создания комического эффекта в детской повести «Пять похищенных монахов» автор Юрий Коваль использует различные стили речи с разными задачами. Восхищаясь многообразием видов голубей, он перечисляет множество пород: монахи, почтари, космачи, скандароны, чегра-ши, бородуны и другие, из которых не специалист знает едва ли 2-3 наименования голубей. При этом описание одной из пород он дает художественное: «Клинтух — вот голубь, в котором больше всего, на мой взгляд, голубиного смысла. В его крыльях серовато-солнечного цвета столько силы, что при случае он уйдет и от сокола».

Или в «Краткой описи преступных деяний» он «мешает» стили: «Сегодня в 18 часов 34 мин. мною была взята голубятня в доме № 7 по Зонточному пер. Операция заняла 3 мин. 27 сек. Температура +19 градусов. Влажность воздуха 89%. Ветер северный, слабый до умеренного. В итоге похищено 5 г из породы монахов. На месте преступления оставлена улика — железнодорожная пуговица, которая должна ввести в заблуждение следственные органы. Таким образом, на сегодняшний день в Москве и Московской области мною безнаказанно похищено 250 голубей. План выполнен. На этом похищения голубей прекращаю, целиком переключаюсь на телевизоры».

 Образ какого вора возник перед нами? Каковы черты его характера? Такого же комического эффекта добивается и М. Е. Салтыков-Щедрин в повести «История одного города», предоставляя при характеристике героя текст Устава: «Ободренный успехом первого закона, Беневоленский начал деятельно приготовляться к изданию второго. Плоды оказались скорые.

УСТАВ О ДОБРОПОРЯДОЧНОМ ПИРОГОВ ПЕЧЕНИИ

1. Всякий да печет по праздникам пироги, не возбраняя себе таковое печение и в будни.

 2. Начинку всякий да употребляет по состоянию. Тако: поймав в реке рыбу — класть; изрубив намелко скотское мясо — класть же; изрубив капусту — тоже класть. Люди неимущие да кладут требуху. Примечание. Делать пироги из грязи, глины и строительных материалов навсегда возбраняется.

 3.По положении начинки и удобрении оной должным числом масла и яиц, класть пирог в печь и содержать в вольном духе, доколе не зарумянится.

4. По вынутии из печи, всякий да возьмет в руку нож и, вырезав из середины часть, да принесет оную в дар.

 5. Исполнивши сие да яст. Глуповцы тем быстрее поняли смысл нового узаконения, что они издревле были приучены вырезывать часть своего пирога и приносить её в дар. Все наперерыв спешили обрадовать Беневоленского: каждый приносил лучшую часть, а некоторые дарили по целому пирогу». В этом отрывке мы видим, как автор воспользовался и языковыми средствами давно прошедшей эпохи, стилизовав его под старинный документ. Одна из особенностей языка художественной литературы — художественно-образная речевая конкретизация. Именно эта особенность помогает из разрозненных слов создать образ. И. А. Бунин писал: «Это очень старо, но, право, не так уж глупо: “Писатель мыслит образами”. Да, и всегда изображает. Разве не изображает Достоевский? “Князь весь трясся, он был весь как в лихорадке”…». Также важной чертой стиля художественной литературы является индивидуализация. Это свежесть, неповторимость слога именно данного писателя.

Казалось бы, хорошо знакомые мысли, чувства, переживания, но, выраженные неожиданным и точным словом, они воспринимаются по-новому, рельефно. Чтобы подобрать конкретное слово, автор перебирает «тонны словесной руды»: «Какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство! Я начинаю писать, говорю самую простую фразу, но вдруг вспоминаю, что подобную этой фразе сказал не то Лермонтов, не то Тургенев. Перевертываю фразу на другой лад, получается пошлость, изменяю по-другому — чувствую, что опять не то. А какая мука найти звук, мелодию рассказа,— звук, который определяет все последующее! Пока я не найду этот звук, я не могу писать»,— говорил И. А. Бунин. К. А. Федин выдвигает, например, три основных принципа, которыми он руководствовался при отборе слов:

    1) слово должно с наибольшей точностью определять мысль; 2) оно должно быть музыкально-выразительным; 3) должно по своему размеру соответствовать ритмической конструкции фразы. Нельзя также повторять одно и то же слово; не следует употреблять изношенных, вульгарных слов.

 V.
Закрепление 1. стилистический выбор. работа в парах по карточкам Задание. Прочитайте и сравните два текста писателей. Объясните причины изменений, внесенных ими в различные редакции своих изданий. Карточка № 1 До исправления после исправления Черт побери! Да есть ли что на свете, чего бы побоялся казак?Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Н. В. Гоголь) Карточка № 2 До исправления после исправления Он по полю едет на смирном коне. И к гордому старцу подъехал Олег. Князь по полю едет на верном коне. И к мудрому старцу подъехал Олег. (А. С. Пушкин) Карточка № 3 До исправления после исправления На свою неволю он (дрозд) давно уже На свою неволю он (дрозд) давно Махнул лапкой и на голубое небо уже махнул лапкой и на голубое Давно уже глядит индифферентно. небо давно уже глядит равнодушно. (А.П. Чехов) Заслушивание ответов, их аргументация 2. восстановленный диктант Задание. Во время диктовки запишите имена существительные и восстановите по ним текст как можно ближе к авторскому. В этот день море было таким же серо-стальным. Приближались Соломоновы острова, обычно закрытые плотным облачным покровом.

И вдруг океан словно исчез! На подходе к архипелагу совершенно ясно, в подробностях, командир разглядел три мощных подводных хребта. Видны были черные провалы ущелий; казалось, что с чётко очерченных вершин к подножию бежали реки.

И тогда радио донесло его взволнованный возглас: «Вижу горы! » Космонавт не поверил в мираж. Он передал координаты открывшегося ему явления. Ученые сверили их с картой рельефа морского дна у Соломоновых островов. Все совпало в точности! Удивительно, что океан открыл толщу своих вод с такой высоты. (Из газет)

    ? Какие авторские тропы, стилистические фигуры вы использо Вали? Повторное чтение текста

     ? Какие вопросы, связанные с орфографией, пунктуацией у вас Возникли?

 VI.  Итог урока

VII.  Домашнее задание 1. Теория по учебнику. 2. Задания по уровням. Высокий уровень Выписать из художественной литературы 4–5 предложений с гиперболами. Достаточный уровень Выписать из художественной литературы 4–5 предложений с метафорами. Средний уровень Выписать из художественной литературы 4–5 предложений со сравнениями.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Сфера применения функции стилевые черты художественной литературы