Тема «маленького человека» в русской и советской литературе («Маленький человек» с большой буквы) - сочинение

Мал золотник, да дорог - гласит русская пословица. Чистое золото народной души отечественные писатели отливали чаще всего в миниатюре - традиционной форме «маленького человека». Бова-Королевич и Александр Македонский пришли в древнерусскую литературу из переводов с иностранного, а главными действующими лицами искони в русских произведениях были бедняк-бражник, Ерш-щетинник и Фрол Скобеев, обиженный богатырь Илья, который перед богатым князем гол как сокол.
Впервые в русской классической литературе настоящего «маленького человека» мы встретим у А.Н. Радищева в его «Путешествии», баснях и пьесах И.А. Крылова, который впервые в «маленькие человечки» возвел царевну Подщипу и принца Слюняя. Фонвизинский Митрофанушка - тоже не из людей великих. Но явственней всего эта тема прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А.С. Пушкина. Вообще же образ «маленького человека» довольно стереотипен: это не знатный, а служивый; родовитый, но бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаяния человек. При этом этот человек не просто не чиновный, а социально-психологический тип мелкого чиновник. Чином не выше «не бей меня в рыло» - титулярного советника из статских или поручика из военных. То есть это человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью.
Но, порабощенный государством и задавленный нуждой, порой и он способен на протест. К бунту «маленького человека» чаще всего ведет жизненная катастрофа, но исход протеста тоже стереотипен - безумие, падение, смерть.
«Маленького человека» может породить только большой город. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»), Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя-чиновника картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Для Гоголя Петербург - это мизантропический Вавилон, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты обречены. Это город, где, «...кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном месте происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Или же превращаются в зловещую тень человека, как призрак Акакия Акакиевича.
Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических - «Записки сумасшедшего». Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, тоже обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством личного достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к чиновной власти. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета!» - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек достоин уважения, кто имеет высокий чин, должность, деньги.
Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог, но не посмеяться над бедолагой хотел Гоголь. Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «Почему именно титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?».
«Записки сумасшедшего» - вопль протеста «маленького человека» против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».



Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола становится Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как из вестно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», - так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев». Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки». И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу». «Значительное лицо» - обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой, обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И лишь мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». Мнения критиков и современников Гоголя об этом герое разошлись. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». Критик Аполлон Григорьев - «любовь общую, мировую, христианскую». А беспощадный Чернышевский назвал Башмачкина «совершенным идиотом». Как в «Записках сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, так и в «Шинели» размыты границы жизни и смерти. И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. И как в насмешку над прошлым, настоящее и тем более будущее грозит превратить всех людей в непомерно разросшихся мегаполисах в маленьких людишек, как поется в эмигрантской песенке: «Небоскребы-небоскребы, а я маленький такой...».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Тема «маленького человека» в русской и советской литературе («Маленький человек» с большой буквы)