Тема нравственных исканий в литературе XIX века - сочинение

1.	Актуальность нравственных изменений человечества.
2.	Онегин Пушкина.
3.	Печорин Лермонтова.
4.	Базаров Тургенева.
5.	Неизбежность изменений, приходящих со временем. Каждый человек, проходя тот или иной этап своей жизни, неизбежно находиться в итоге данного промежутка времени в кризисе. И более в духовном, моральном. В XX веке произошло очень много событий разного характера. Человеческий тип изменился. Но причины этих изменений следует искать не в принципах радикальных организаций вроде национал-социализма, а еще раньше. То есть необходимо посмотреть истоки революционных течений, обращаясь попутно к философским работам, написанным в ту эпоху и породившим эти самые радикалистские взгляды. В результате мы придем к обычному человеку, который жил, смотрел вокруг себя, определял свое отношение к той или иной проблеме. Его характер со временем менялся, взгляды на  
жизнь и отношение к судьбе страны и себе самому также испытывали над собой влияние времени.
Этот вопрос не интересовал бы умы многих представителей «думающего» слоя общества, если бы социум как организм не состоял из отдельных статистических единиц, называемых просто и привычно — человек. И социум нашей страны не исключение. Он состоит из людей. Но только для каждой эпохи индивидуален тип героя. Но изменения и осознание этих новаций приводит нас к пониманию и осмыслению нашей собственной и общественной жизни.
Проблема же героя своего времени в XIX веке была одной из самых острых и животрепещущих. Особенно это заметно в литературном процессе. Писатели стремились понять, какого человека порождает время и какой тип, какой образ будет наиболее ярко характеризовать эпоху .и станет прогрессивной силой общества. Центром внимания для писателей стал антигерой, старающийся разорвать паутинные сети рутины, обыденности. Каким он был, человек XIX века?
А. С. Пушкин представляет себе и нам типичного дворянина Онегина, получившего соответствующее своему времени воспитание и образование. Теперь молодой человек руководствуется в своей жизни лишь светскими представлениями о ней, да разве что модой. Тем не менее Онегин быстро разочаровался в удовольствиях и нравах, царящих в том высшем обществе. В итоге он внешне становится неспособным на проявление нормальных человеческих чувств, на видение и понимание красоты и природы. Теперь Евгений пребывает в состоянии вечной скуки, пресыщенности и разочарования во всем, а потому ощущает себя неповторимым. Пушкин показывает лишь пагубное, тлетворное влияние светских законов на личность, на творческую изначально натуру. Но именно это воздействие света постепенно рождает в человеке новые запросы к себе, к окружающему миру. Вот оно — искание новой оболочки для  



мятущегося «я». Рождение нового героя. Финал романа-поэмы неоднозначен. С одной стороны, любовь Евгения к Татьяне — его возрождение; с другой — способ подчеркнуть, что Онегин явился «лишним человеком» своего времени. То есть тип возвысившегося над толпой, ставшего жертвой эпохи, помеха которым не столько в них самих, сколько во времени их существования, их жизни. Еще одним «лишним» можно назвать Печорина из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он не смог стать счастливым, потому что автор саркастично выделил — он герой именно «нашего времени». Эпоха реакции, наступившая после декабристского восстания 1825 года, породила подобных Печорину. Он устал от суеты и безнравственности общества «приличьем стянутых масок». Печорин — тоже творческая натура, одаренная, его оценки миру и людям очень точны. А равнодушие и сухость, черствость к людям — средство защитить себя. Все его действия носят разрушительный характер, он не может созидать. По Белинскому, для Печорина все старое разрушительно, а нового еще нет. Где же ему найти себя? Пушкин и Лермонтов, описывая героя своего героя времени видели в нем дворянина новой формации. Но с веянием времени появился и другой герой. Уже после отмены крепостного права рождается более демократичный образ — Базаров, созданный Тургеневым в романе «Отцы и дети». Базаров — нигилист, сын лекаря, разночинец. Он человек своей эпохи, интересуется естественными науками, и эмпирические знания становятся для него истиной. Он отрицает все, что было создано человечеством за все годы существования. А приоритет в соотношении полезное- прекрасное отдается первому. Никакие принципы не являются для него силой, кроме познаний, произведенных с помощью опытов, основанных на собственном осязании и обонянии. Но крах идей Базарова приходит в момент его смерти. Вместе с ним самим уходит и его эмпи- рико-нигилистический образ. Он вступил в спор с дворянами и доказал им, что их идеалы уже давно утратили свою прогрессивность. Но и его идеал не подошел к гой эпохе — он погиб. Каким же должен быть новый человек, который не станет «лишним» в своей эпохе? Может, Чичиков, Раскольников, Обломов, Штольц, Болконский? Все они являются приметами своего времени. Только где и как найти грань между старыми новым, чтобы создать лучшее, не разрушая старого?






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Тема нравственных исканий в литературе XIX века