Художественная литература как искусство слова Виды искусства - сочинение

Цель: Определить роль художественной литературы как искусства слова; виды искусства; уметь отличать художественное творчество от других видов деятельности человека; развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, память; обогащать словарный запас учеников; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать у учеников чувства уважения, почета к разным видам искусства, в частности к книге; прививать познавательный интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока:      комбинированный.

Оборудование: выставка экспонатов разных видов искусства, библиотека произведений разных художественных литературных жанров.

    Слово - это тончайший резец...
    Уметь пользоваться им -
    большое искусство.
    В. Сухомлинский
    Кто много читает, тот много знает. Народная пословица.

ХОД УРОКА

I.        Организационный момент

II.        Объявление плана урока

III.         Проверка домашней задачи

Ученики зачитывают добранные высказывания, поговорки, пословица о слове, потом анализируют их. В результате этой работы школьники высказывают собственные мысли, чувство, наблюдение; проверяется их эрудированность, умение грамотно и интересно построить рассказ.

 

IV.        Актуализацияопорныхзнаний
 вформебеседызавопросами

    Что вы понимаете под искусством? (Искусство - область человеческой деятельности, которая стремится к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному.)
    Чему человек стремится окружить себя любым искусством?
    Какая роль искусства в формировании человека?
    Можно ли определить за любимым видом искусства человека ее вкус?
    V.   Объявлениетемы, целиурока.
    Мотивация учебной деятельности

VI.       Восприятиеиусвоениеучениками
 учебногоматериала

1.     Вступительное слово учителя.

Задумывались ли вы, для чего существует искусство? Кто есть его творцами?

Причины возникновения искусства нужно искать в стремлении человека украсить себя.

Каждый народ, который играл роль в истории, каждая эпоха дополняла искусство чем-то своим.

А можно считать художественную литературу искусством слова? Чему? Давайте посудим.

С помощью художественного слова писатели изображают важные характерные события, явления, черты характера людей; рассказывают об их жизни, работе, борьбе, ощущении, внутреннем миру, веровании; описывается природа.

Книга - это мудрый, наивернейший из источников предмет. Она существует все время в жизни человека и помогает ей.
2.             Художественная литература как искусство слова.

Литература происходит от латинского литера - буква. Прямое значение этого слова - то, что написано буквами.

Литература - это то, что созданное писателями и записанное на бумаге.

Какие вы знаете жанры художественной литературы? (Сказки, рассказ, басни, повести...)

Книга - это казна человеческих знаний.

 

Запись в тетради: Книга — это гениальное произведение человеческого ума, она расширяет наш кругозор, духовно обогащает человека. В ней - мудрость поколений, чувство людей, их сокровенные мечты. Поэтому каждый человек, который заботится о повышении своей культуры, должна общаться с книгой.

Красивая книга - временами наилучший твой наставник.

Каждый писатель, начиная работать над произведением, изучает окружающую действительность, обдумывает увиденное и услышанное, определяет что важное, характерное, а что случайное, второстепенное.

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

Художественная литература - вид искусства, которое отображает действительность средствами слова в образной письменной форме.

Писатель рисует картины жизни образно, с помощью творческого воображения; литературные произведения мы воспринимаем чувством, сердцем. Например, вы видите на небе тучу - это предмет природы. Когда же художник изобразит ее на картине или поэт напишет:

Тучка в небе голубом Плывет, как мечта, одиноко...

(А. Малышко)

И это будет также образ тучки - живописный и литературный.

3. Виды искусства.

Искусство распределяют на два вида:

•      тонические (поэзия, музыка);

•      образные (архитектура, скульптура, живопись с его областями).
До обоих видов принадлежит сценическое, ораторное и хореографическое творчество.

Каждый вид искусства моделирует мир в художественных образах присущий лишь ему средствами и на соответствующем материале:

а)  в изобразительном искусстве они создаются нанесением линий, черточек,
точек, пятен, красками разных цветов на полотно, бумагу, доску;

б) скульптурный образ создается вырезанием линий, углов, округлостей, выемок на дереве, камне, мраморе;

в)    музыкальный — соединением звуков разной высоты, силы, тембра.

    Какой же вид искусства, по вашему мнению, есть самым совершенным? Чему?
    Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.

 

4. Обсуждение пословиц о книгах.

Какие вы знаете пословицы, где отмечается важная роль книги? Предлагаем проанализировать содержание следующих пословиц:

    Книга учит, как в мире жить.
    Дом без книги - день без солнца.
    Купишь хорошую книгу - приобретешь умного друга.
    Солнце освещает человеку путь, книжка дает ей крыла.

VII.       Закрепление обработанного учебного материала

Беседа за вопросами, которые ученики ставят друг другу:

    Что мы понимаем под искусством? Которое его назначение?
    Какая роль искусства слова?
    Как художественная литература связана с другими видами искусства?

VIII.       Итог урока

Благодаря книжке мы переносимся в другие эпохи, углубляемся в судьбу героев произведений, вместе с ними радуемся и грустим, преодолеваем тягчайшие испытания.

Книга воспитывает в нас любовь к родному краю, уважение к другим народам, интерес к их культуре; обучает родному языку, раскрывает красоту поэтического слова. Она учит быть честными, трудолюбивыми, добрыми.

IX.       Определение уровня учебных достижений учеников

X.       Домашняя задача

Прочитать мифы и легенды украинцев, уметь выразительно их пересказывать.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Художественная литература как искусство слова Виды искусства