Сочинения > По произведениям русской литературы > Художественное мастерство пьесы «Кавказский меловой круг»
Художественное мастерство пьесы «Кавказский меловой круг» - сочинение


Художественное мастерство древнерусской литературы
Художественное мастерство Тургенева-романиста
Художественное мастерство Тургенева в романе «Отцы и дети»


Эта притча, повествующая о прекрасном человеке, о его врожденном безошибочном инстинкте доброты. Брехт часто исследовал дуализм (сочетание духовного и материального начал) человеческой природы в драматическом аспекте. А в «Кавказском меловом круге» он выявил возможность преодоления этого органического противоречия в самой жизни, показал победу духовного начала вопреки самым суровым жизненным обстоятельствам. В пьесе фантасмагория злых человеческих импульсов: губернаторша ради платьев бросает ребенка, знатные дамы готовы выгнать ночью ребенка на верную смерть, люди издеваются над справедливым судьей Аздаком, готовы растерзать бескорыстного врача.

Злоба, зависть, корысть, конформизм составляют плотную и неподвижную среду жизни – это есть «объективная видимость».

Но монолит зла непрочен в пьесе. Колебания между «объективной видимостью» и истиной – нерв театра Брехта. Жизнь словно пронизана ручейками, зигзагами, молниями человеческого света.

Стихия света неуничтожима в жизни – она в трудные минуты приходит на помощь и Груше, и Аздаку, и Симону, и маленькому Михаилу. Она просыпается в старом князе. И для него «велик соблазн творить добро». Эта стихия во всем – и в самом факте существования человеческого разума, она же проявляется в скромных и маленьких поступках: «Так уже устроен человек: увидит хлебную корку – нагнется и поднимет, чтобы ничего не пропадало» (6, 645). Из верных маленьких реакций вырастают и славные дела, такие, как жизнь Груше. Груше всей своей простой, незамысловатой жизнью как бы отвоевывает у хаоса, у индифферентной природы человеческие отношения, вносит в мир свойственное ей представление о добре. В богатой философскими и эмоциональными интонациями лирике «Кавказского мелового круга», в чередовании живого, пластического диалога и песенных интермеццо, в мягкости и внутреннем свете картин ощущаются гетевские традиции. Груше несет, как и Гретхен, обаяние вечной женственности, ее песни напоминают интонации Маргариты из «Фауста»:

    Отец твой разбойник,
    Мамаша – блудница,
    Зато пред тобою
    И честный склонится.
    Рожденный удавом,
    Накормит ягненка,
    И тигры смиреют
    При виде ребенка.

В фабульной части пьесы глубинный лиризм чередуется с яркими бытовыми сценами, с комедийными эффектами. Такова сцена Аздака, хозяина конюшни и Тамары, обвиняющий работника в насилии. Приговор Аздака – против Тамары: «Из-за неумеренного потребления пищи, особенно сластей… из-за лени и слишком мягкой кожи ты изнасиловала этого несчастного человека… Это же умышленное нападение с опасным оружием».

«Кавказский меловой круг» неопровержимо доказывает, что поэтический талант Брехта одинаково захватывает зрителя в сфере объективного воспроизведения жизни, и в сфере философского комментирования.

В первой сфере потрясает, например, героизм Груше, бегущей с ребенком над пропастью по доске, во второй сцене – мастерство драматурга в его обращении к легендам, эпическим сказаниям, притчам, лирическим раздумиям. Фабульное разрешение конфликта (судья Аздак возвращает мальчика Груше) возводится в правду вечного нравственного закона притчей:

    Вы же, о, слушатели рассказа,
    Рассказа о круге судьи, запомните старинную мудрость.
    Все на свете принадлежать должно
    Тому, от кого больше толку, и значит,
    Дети – материнскому сердцу, чтоб росли и мужали.
    Повозки – хорошим возницам, чтоб быстро катались.
    А долина тому, кто ее оросит, чтоб плоды приносила.

Мир раскрывается людям яркой, сверкающей стороной только в ответ на одаренность. Новаторство здесь заключено в системе мышления, в философии Брехта, очень близкой к философии Гете, пафос которой отличается светлым оптимизмом, прославлением одаренности в человеке. Гете писал: «Человеку нужна ясность и бодрость. И ему необходимо обратиться к таким литературным и художественным эпохам, в которые выдающиеся люди достигли столь полного развития, что и им самим было хорошо и они в состоянии были излить на других благодать своей мудрости».


Похожие сочинения


Художественное мастерство древнерусской литературы
Художественное мастерство Тургенева-романиста
Художественное мастерство Тургенева в романе «Отцы и дети»

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее