👍Сочинение Художественное произведение как явление искусства новый и реальный мир созданный писателем По произведениям русской литературы
Художественное произведение как явление искусства новый и реальный мир созданный писателем - сочинение

Цель: определить связь художественной литературы с другими видами искусства, выяснить функции литературы, ее место в жизни человека; развивать культуру связной речи и умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; активизировать кругозор и мировоззрение детей; формировать их кругозор, мировоззрение; воспитывать любовь к Украине, уважение к ее языку и истории, к чтению художественных книг.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: выставка экспонатов разных видов искусства, библиотечка художественных программных произведений, которые будут изучаться в 7 классе; портреты писателей; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами

• Дайте определение литературе как искусству слова. (Литература - это вид искусства, который в художественной форме отображает жизнь народа).

• Какие литературные жанры вам известны?

• Чем вас захватывают произведения художественной литературы?

• Для чего человеку нужно читать книги?

• Каким, на ваш взгляд, должен быть настоящий писатель?

• Сложно ли, на ваш взгляд, быть писателем? Свои соображения мотивируйте.

• Что можно сказать о человеке, который не любит читать книги?

• Чем книга может обогатить каждого из вас?

III. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности школьников.

Книга - корабли мысли, которые странствуют по волнам времени и бережно несут свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Ф. Бекон.

Книги пишутся для того, чтобы прочитывать, а читаются, чтобы раздумывать.

И. Франко.

Ум без книг - как птица без крыльев. Из старинных летописей.

IV. Основное содержание урока.

1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые школьники!

Сегодня вы отправляетесь в большое интересное путешествие страницами художественной литературы 7 класса. Вы познакомитесь с новыми писателями; познаете много полезного и необходимого. Пополните собственные знания об историческом прошлом родного края, его обычаях, традициях, обрядах. Узнаете о том, как нужно ценить дружбу, любить природу, преодолевать разнообразные трудности.

Пусть же повезет вам!

2. Художественное произведение как явление искусства.

Что вы понимаете под художественным произведением? (Художественное произведение - конечный результат и продукт творческой работы писателя, написанный по законам красного письма. Художественные произведения и составляют художественную литературу).

Художественное произведение как один из видов искусства - популярнейший и самый доступный всем. Он приносит радость человеку, поднимает его духовно. Сила влияния художественного слова виднейших литературных произведений не только в том, что они правдиво в образах моделируют разные стороны и грани действительности, а и в том, что они гуманистические своей сутью.

Художественное произведение воссоздает картины человеческой жизни. В центре каждого художественного произведения - люди, их жизнь, работа, мысли и чувства. В художественных произведениях изображаются на примере действующего лица поступки, обычаи, поведение, настроения и чувства не одного какого-то человека, а многих людей.

3. Литература и другие виды искусства.

Литература (от лат. litera - буква) в широком понимании слова - это все написанные и напечатанные произведения.

Искусством называется воспроизведение жизни в художественных образах.

По смыслу различают литературу научную (математическую, естественную, медицинскую, техническую, историческую и др.) и художественную. К художественной литературе принадлежат не только написанные произведения, но и произведения народного поэтического творчества - фольклора.

Каждый вид искусства отображает жизнь своими средствами:

• Архитектура - в общем виде.

• Скульптура - внешний вид человека.

• Живопись - шире раскрывает связь человека с окружающей средой с помощью линий и красок.

• Театр - создает иллюзию настоящей жизни, перед зрителем проходят живые люди, в поступках и волнениях, раскрывается их характер.

• Музыка - способна передать волнение людей, их настроения с помощью звуков.

• Кино - глубоко раскрывает жизнь человека, его внутренний мир, его связи с обществом.

• Литература - высочайший род искусства, она имеет преимущества над другими видами искусства, так как способна не ограничиваться в изображении, раскрытии внутреннего и внешнего мира человека, его тончайших волнений. Жизнь человека отображается в динамическом развитии.

4. Функции литературы.

• Познавательная - человек является не только предметом изображения литературы, но и ее целью. Читая художественное произведение, можно узнать об историческом прошлом, обычаях, обрядах родного народа, культуре и т.п.

• Эстетичная - у каждого человека есть эстетичное ощущение, стремление к прекрасному.

• Воспитательная - воспитывают у читателей любовь к родному краю, работе, природе; к одним действующим лицам автор старается вызвать у читателей сочувствие и любовь, к другим - неприязнь, ненависть.

5. Художественная и научная литература.

• В чем заключается отличие художественной литературы от научной?

Авторы научных произведений, описывая и объясняя явления природы и события общественной жизни, делая те или иные обобщения, пользуются цифрами, научными терминами, понятиями и т.п. Эти произведения влияют, главным образом, на ум человека.

Художественная же литература изображает жизнь с помощью словесно-художественных средств. Она изображает жизнь природы и общества в картинках и образах. Художественная литература рассказывает преимущественно о внутреннем мире людей, об их взаимоотношениях, настроениях, стремлениях и поступках, мыслях и переживаниях. Она влияет не только на ум, но и на чувства читателя.

Итак, ученый и писатель каждый по-своему, своими средствами показывают правду жизни. Только ученый доказывает, а писатель показывает, и оба убеждают читателя: один - логическими доказательствами, другой - правдивыми картинами.

6. Справочный материал.

6.1. История книгопечатанья.

Первые печатные книги в Украине появились более пятисот лет тому назад: с 1460 года во Львове уже работала типография Степана Дропака. А со временем утвердит его начинания славный Иван Федоров. Начиная с ХІІ столетия славяне используют бумагу, первыми начали это делать болгары.

6.2. Народная мудрость о книге.

    Книгу читают не глазами, а умом.
    Книга - мир, книга - сердцу привет.
    Дом без книги - день без солнца.
    Хорошая книга ярче звезды.
    В доме без книги, как без окон, темно.
    С книгой жить - с добром дружить.
    Кому книга - развлечение, а кому - обучение.
    Нет умного соседа - с книгой молвы.
    Книга - друг, без нее как без рук.
    У Земли спутник - Луна, у человека - книга.
    Хорошая книга - праздник.

6.3. Загадки о книге.

    Не куст, а с листочками,
    Не рубашка, а сшитая,
    Не человек, а рассказывает. (Книга).
    Когда хочешь ты читать,
    То меня должен знать,
    А когда меня не знаешь,
    То ничего не угадаешь. (Азбука).
    Снежные поля, черные игроки, Хочешь умным быть - Беры и учи. (Книга).
    Всем расскажет все приключения,
    А сама молчит сроду. (Книга).
    Смотрели - чистенькая,
    Погладили - гладенькая,
    А читать станешь - споткнешься. (Книга).
    Видеть - не видит, Слышать - не слышит, Молча говорит, Хорошо мудрствует. (Книга).
    Молчит, а многих людей научит. (Книга).
    Каждый сколько хочет берет, а все остается. (Книга).








Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Художественное произведение как явление искусства новый и реальный мир созданный писателем