Сочинения > По произведениям русской литературы > Школьный анализ литературного произведения
Школьный анализ литературного произведения - сочинение


«Анализ литературного произведения В.М. Шукшина «Волки»
Контрольная работа по литературе на тему «Анализ литературного произведения В.М. Шукшина «Волки»
Функция плача в составе литературного произведения


Школьный анализ часто опирается на рельефы, самые показательные, откровенные по своему идейно-художественному значению элементы, ведущие к общему представлению о произведении. Однако отбор важнейших проблем и доступных для учеников ракурсов рассмотрения произведения не должен приводить к искажению его смысла. Сила общего впечатления, охват произведения в целом, хотя бы на уровне эмоционального освоения, остаются непременным условием школьного анализа. В этом смысле целостность оказывается обязательным качеством школьного изучения произведений искусства. Более того, школьный анализ, как правило, при избирательности материала всегда стремится охватить все сферы произведения в более прямом их сочленении с общим смыслом литературной вещи.

Литературовед может ограничить сферу своего исследования одним пластом материала (стилистика, ритмика, композиция), но зато этот пласт изучается досконально и в широких сопоставлениях с другими произведениями. В школьном анализе такое ограничение невозможно, так как ученик не представляет себе других пластов, очевидных для литературоведа и поэтому составляющих для него периферию анализа, которая упоминается, но не демонстрируется. В этом смысле можно сказать, что литературоведческий анализ детальнее, подробнее школьного, но может быть частичным по отношению к общей структуре произведения. Законной темой литературоведческого исследования, например, является изучение творческой истории произведения. Школьный анализ, скажем, «Горя от ума» не может быть сведен только к этому углу зрения, хотя работа Н. К. Пиксанова в каких-то звеньях до сих пор обогащает школьный разбор. Говоря об объеме материала анализа в науке и в школе, следует упомянуть и о том, что литературовед не обязан в научном исследовании представить весь ход своего размышления. Здесь даются выводы, аргументация, проверка, оценка. Учитель же организует, процесс постижения литературного  произведения. Здесь важно представить не только выводы, но найти пути к ним.

Задача школьного анализа — не только осознание «последствий искусства» (Л. Выготский), но организация плодотворного общения с ним. Задача эта очень сложна, но, как свидетельствуют психологи, не утопична. «Обучить творческому акту искусства нельзя: но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению». Процесс школьного разбора состоит из трех этапов, сохраняющих свое значение в тех или иных формах в любом классе.

1. Вступительные занятия готовят учащихся к встрече с произведением, создают определенный угол зрения па него, настраивают на чтение, вызывают интерес к нему. Организация самого процесса чтения, элементарный комментарий, помогающий ученикам верно понять прочитанное, и, наконец, выяснение читательского восприятия—таковы необходимые элементы вступительных занятий.

2. Собственно разбор, анализ литературного произведения начинается тогда, когда учитель побуждает учеников осмыслить свои читательские впечатления, оправдать их текстом, понять логику построения произведения, сопоставить читательские эмоции с художественной мыслью писателя. Преодоление конфликта между читательским сознанием и авторской мыслью оказывается движущей силой анализа, придает ему динамизм, образует внутренний «сюжет» разбора.

3. Заключительные занятия подводят итог изучения произведения, возвращают учеников к целостному взгляду на него. Но это уже не целостность первого читательского впечатления, а осознанная концепция произведения. Вместе с тем заключительные занятия побуждают учеников защищать убеждения, сложившиеся в ходе анализа, и тем самым способствуют активному применению литературных знаний. Такова в самом общем виде характерная для школьного анализа последовательность изучения произведения.

В основе школьного анализа всегда лежит литературоведческая концепция. Но движение к ней, способ ее постижения, уровень мысли в школьном анализе во многом иной, чем в научном исследовании. Важно, чтобы при трансформации литературоведческого анализа в школьный мы не переводили произведение в чуждый авторской мысли план. Мы можем не все сказать в школьном анализе. Но то, что мы сказали, обязательно должно подводить ученика к верным выводам, к тому направлению, которое мы считаем авторской тенденцией.

Анализ произведения искусства в школе строится на взаимодействии двух сил: субъективного опыта воспринимающего и объективной логики художественной структуры произведения. Недооценка каждого из этих начал лишает анализ смысла, ведет к искажению эстетического развития школьника, к притуплению его интереса к искусству.

Как возникают связи между читателем и писателем, как писатель управляет восприятием читателя, какие конфликты и почему возникают между намерениями художника, воплощенными в произведении, и читательскими впечатлениями, наконец, как могут быть преодолены эти конфликты в процессе школьного анализа — все эти вопросы оказываются первостепенно важными для школьного изучения литературы, так как, в отличие от литературоведческого исследования, предметом, материалом школьного разбора является не только литературное произведение, но и читательское восприятие.

Школьный анализ, вдохновленный этими целями, ищет пути эмоционального влияния на читателя. В процессе изучения произведения искусства мы должны взволновать ученика даже теми сторонами произведения, которые не открылись ему при первом чтении. Литературоведческий анализ в основном строится на логическом истолковании литературного явления, в школьном мы не можем отвлечься от языка образов, эмоций.

Наконец, в школьном анализе неизбежно присутствует задача развития читательских качеств ученика: воображения, эмоциональной чуткости, эстетического вкуса, умения осознать свои впечатления, интеллектуально и эмоционально выразить их. Разумеется, и литературоведческий анализ способствует развитию этих качеств, но не прямо, а опосредствованно. Научное изучение произведения обращено к аудитории, в которой эти качества уже развиты до определенного уровня. Литературоведческий анализ только совершенствует читательские качества, школьный — должен выявить их, помочь их формированию.

Таким образом, школьный анализ по своим целям, материалу, характеру не может быть упрощенной схемой литературоведческого исследования. Это не перевод, а новообразование, не упрощенная копия, а рождение во многом неповторимого организма. Литературоведческое исследование — фундамент, на котором должен быть построен школьный анализ.


Похожие сочинения


«Анализ литературного произведения В.М. Шукшина «Волки»
Контрольная работа по литературе на тему «Анализ литературного произведения В.М. Шукшина «Волки»
Функция плача в составе литературного произведения

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее