Сочинения > По произведениям русской литературы > Эмма Андиевская «Сказка о Яян» Скрытое поучительное содержание произведения
Эмма Андиевская «Сказка о Яян» Скрытое поучительное содержание произведения - сочинение


Эмма Андиевская «Сказка о Яян». «Я» и внешний мир, «Я» и другие люди»
Э. Андиевская. Жизнь и творчество (Материал для сочинения)
«Византийский конь». Содержание произведения ч3



Цель: ознакомить учеников с жизнью и творчеством писательницы; осмыслить понятие притчевости в искусстве; раскрыть идейное содержание «Сказки о яян» и ее место в цикле сказок Эммы Андиевской; развивать культуру связной речи, память, логическое мышление, творческое воображение; умение фантазировать, обобщать, строить собственные заключения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения, любви к творчеству Эммы Андиевской, уважать красоту мира; прививать интерес к познанию нового. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: портрет Эммы Андиевской, произведения писательницы, дидактический материал (тестовые задачи, карточки). Ход урока. I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами: • Почему отдельные украинские писатели вынуждены были выехать за границу и там жить? Кого из них вы знаете? (В. Королев-Старый, И. Липа). • Что вам известно о сказке как литературном жанре? С какими сказками вы познакомились, учась в 5-м классе? Какие из них вам запомнились? Чем именно? • Как подразделяются сказки? • Назовите особенности сказочного произведения. • За что мы любим сказки? • В чем поучительное и воспитательное значения сказок? III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности. IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала. Наибольший улов, кто - на слово ловит. Эмма Андиевская. В чем назначение человека? Быть человеком! С.Е. Лец. 2. Теория литературы. 2.1. Сказка - один из основных жанров народного творчества, эпическое, повествовательное, сюжетное художественное произведение устного происхождения о выдуманных и фантастических событиях; сказка отмечается четким строением: зачин, основное событие, трехкратная повторяемость событий, развязка. По смыслу делятся на несколько разновидностей: сказки о животных, фантастических (волшебные, героические, приключенческие), социально-бытовые. 2.2. Притча - коротенькое фольклорное или литературное повествовательное произведение поучительного характера, ориентированное преимущественно на аллегорическую форму доведения содержания этических ценностей бытия. 3. Особенности сказок Эммы Андиевской. Кроме того, что Эмма Андиевская пишет поэзию, прозаичные произведения, является мастером живописи, она также пишет произведения и для детей, а именно: сказки-притчи. Все сказки логически связаны между собой, они будто диффузно перетекают друг в друга. Конечно, все эти сказки по тематике чрезвычайно разные, ни одна не повторяет даже в той или иной мере предыдущую. Автор может только углублять какие-то аспекты мировосприятия или открывать новые грани определенных явлений или предметов, но логическая и духовная связь между ними сохраняется всегда. Своими сказками она предлагает читателю войти в странный, неожиданный и фантасмагорический мир, очертить тематические горизонты. Среди сказок Эммы Андиевской есть избранные, в состав которых и входит программная «Сказка о яян». Перед изложением содержания имеет место вступление, в котором осуществляется разговор между необыкновенными персонажами - консервной жестянкой и шакалом. Встретившись на веранде виллы, когда люди ее покинули к утру, консервная жестянка и шакал размышляют о своем назначении в мире, своей связи с человеком. Консервная жестянка: «...с кем я не могу разговаривать, я не считаю обществом. Люди думают себе, что я просто консервная жестянка, дескать, бездушная бляха, да и довольно, или что моя душа настолько ниже их, что она их не может интересовать, забывая, что вещи, которые находятся в человеческом окружении, очеловечиваются, и кроме того, что мы есть, мы становимся еще и будто людьми, и в нас живет человеческая душа возле нашей первоначальной». Шакал: «...только я приближаюсь к человеческим домам, я невольно очеловечиваюсь. Я начинаю ощущать, как люди, думать, как они, и только когда я возвращаюсь в пустыню, из меня исподволь вывевает человеческую душу и остается только душа шакала. Мне часто хочется поговорить с людьми, когда я бываю среди них, только их заносчивость в последний миг сдерживает меня. В самом деле, очень тяжело с людьми, так как они очеловечивают нас, и вместе с тем им в голову не приходит относиться к нам, как к людям, а и это мы всегда терпим». Накормив шакала, консервная жестянка предлагает обоим утешиться поочередно рассказом сказок. Она изъявила желание рассказывать веселые сказки, а шакал - печальные. Отдельные, из предложенных произведений, сопровождаются комментарием-раздумыванием этих героев о содержании той или иной сказки. Например, среди избранных сказок Эммы Андиевской, есть такие: «Говорящая рыба», «Сказка о Галайле», «Сказка о жидкости, подарке моря», «Сказка о гадюке и орле или неблагодарном приятеле», «Сказка о быке и мотыльке», «Сказка о драконе, сапожнике, который не умел дарить причиненной ему несправедливости, и других», «Сказка о шарах зла», «Сказка о Яян», «Сказка о путешественнике». На рассвете шакал покидает виллу, прощается с консервной жестянкой. «Время весьма быстро убегает, когда оно приятное, и весьма медленно, когда несет беду», - говорит героиня на прощание герою с ожиданием новой встречи. Но шакал иного мнения: «Не жди. Я никогда ничего не обещаю. Обязанности не для меня. Возвращаться туда, где тебе хоть на короткий миг было хорошо, всегда означает разочаровываться». 4. Обработка произведения Эммы Андиевской «Сказка о Яян» (2000). 4.1. Выразительное чтение произведения. 4.2. Тема: изображение фантастического события: мальчик - козопас попал в город, где живут только Яяны. 4.3. Идея: осуждение тех, кто слышит только собственное «я», ко всему другому - равнодушны, возвеличивание доброты, чуткости, стремления оказать бескорыстную помощь тому, кто в ней нуждается. 4.4. Основная мысль: сущность человеческой жизни, назначение человека на земле - не отделяться от общества, от окружающих тебя людей, не погружаться в личное «я», а помогать ближнему, ощущать собственную необходимость для другого. 4.5. Жанр: сказка-притча. 4.6. Сюжет. Мальчик, выпасая коз, погнался за одной, которая отделилась от отсальных, и, «поскользнувшись, упал в глубокую пропасть». Пастушок попал в город Яян. Жители этого города не обращали на него внимания, так как каждый из них жил своим внутренним «я». Однако козопасу посчастливилось, он встретил деда. Старик рассказал ему о жителях Яян. От деда мальчик узнал, что покинуть этот город можно через ворота, но к ним нужно обратиться на «ты». В знак благодарности, уважения к старику, пастушок посадил его себе на плечи и вышел через открытые ворота. Попав домой, вместо деда на своих плечах он увидел мешок, наполненный самоцветами. Сюжетные линии: • пребывание мальчика в городе Яян, рассказ об этих жителях; • предыдущая жизнь старца (юнги). 4.7. Композиция. События в произведении быстро разворачиваются. За небольшое время мальчик знакомится с жизнью яян, узнает о возможности попасть домой, и наконец, его мечта осуществилась. Экспозиция: выпасая коз, пастушок внезапно попадает в город, где живут яяны. Завязка: через рассказы дедушки мальчик знакомится с жизнью яян. Кульминация: найдена возможность покинуть яян через ворота, которые по просьбе мальчика отворилась. Развязка: мальчик на родной земле, на плечах у него вместо деда мешок с самоцветами. 4.8. Проблематика: • я - ты - общество; • бездушность и доброта; • уважение и личная чрезмерная гордость. 4.9. Сказочно – притчевые признаки произведения. 4.9.1. Сказочные особенности: • пастушок поскользнулся, упал и попал в другое место; • город из узких длинных башен, которые все время заваливались; • образ жизни яян; • ворота в городе открываются тогда, когда к ним обратишься и скажешь обычное «ты»;

Похожие сочинения


Эмма Андиевская «Сказка о Яян». «Я» и внешний мир, «Я» и другие люди»
Э. Андиевская. Жизнь и творчество (Материал для сочинения)
«Византийский конь». Содержание произведения ч3

ТОП 3 популярных


  1. Моя семья сочинение
  2. У войны не женское лицо сочинение
  3. Богомолов Иван сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее