Автор и его герой в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» - сочинение

Какую главную мысль мы можем вынести, прочитав «Преступление и наказание»? Пожалуй, это мысль об опасности власти идеи над человеком. И надо заметить, что прежде, чем прийти к той авторской позиции, которую мы видим в «Преступлении и наказании», Достоевский сам подвергался искушению идеей насильственного изменения общества, будучи членом кружка Петрашевского. Вот и его герой — теоретик, ставший жертвой своей идеи.
Было бы неверно отождествлять автора с его героем. Хотя бы потому, что Раскольников сперва предстает неким Наполеоном, считающим себя не только выше всех остальных людей, но и выше Бога. А Достоевский, напротив, был человеком глубоко религиозным. Для него смысл человеческой жизни заключался в достижении христианских идеалов любви к Богу и к ближнему. И преступление Раскольникова он оценивает отнюдь не с юридической, а только с нравственной точки зрения.
Преступление Раскольникова состоит.не столько в нарушении Божьей заповеди «не убий», сколько в его гордыне, в его презрении к людям, в его неверии. Убийство старухи-процентщицы и Лизаветы — лишь следствие губительной теории Раскольникова. Изначально автор обвиняет его в том, что он хочет возвышаться над самим Богом.
Для того, чтобы развенчать теорию Раскольникова, автор подробно исследует ее. Излагает размышления героя вплоть до мельчайших подробностей. Грубо говоря, все размышления Родиона проходят под лозунгом «цель оправдывает средства». Он ведь в том, что убьет старуху, действительно видит высокую и благородную цель — избавление многих ее должников от страданий. То, что старуха-процентщица — отвратительное, жалкое и никому не нужное существо, кажется Раскольникову достаточным оправданием для ее убийства. По Раскольникову, у него, человека, стоящего на голову выше остальных, есть право преступить законы общества, кажущиеся ему несправедливыми. Он ведь «право имеет», он вовсе не «тварь дрожащая»!
Достоевский, разумеется, не может согласиться с наполеоновской идеей своего героя. И весь роман построен так, что теория Раскольникова постепенно развенчивается как в глазах читателя, так и в его собственных глазах. Преступлению отведена лишь одна часть романа, а наказанию — целых пять! Ведь совершить преступление гораздо легче, чем потом искупить его и в глазах общества, и в собственных. Разрушать всегда легче, чем созидать. Самое интересное, что Раскольников ведь не разрушитель по натуре своей. Это добрый, отзывчивый, очень чувствительный человек. Но его поступками движут почему-то не эти качества, а его бесчеловечная теория. Может быть, еще и в силу его врожденной чуткости так тяжело для него наказание. Как ужасно для этой ранимой души ощутить, что теперь она отрезана, «как ножом», от людей, даже от самых близких и любящих!
Как же Раскольников постигает ошибочность своей теории? Так же, как и сам Достоевский,— через страдания и веру. «Страдание — великая вещь»,— говорит следователь Порфирий Петрович. Библия утверждает, что человек может очиститься страданием. Вот и «заставляет» автор своего героя сперва преступить христианские заповеди, а потом искупить свою вину, вновь постигая их. Не из жестокости заставляет он мучиться Раскольникова, а из сострадания к нему. И Раскольников, в конце концов, воскресает для новой жизни.



Философские взгляды Достоевского, его идеи гуманизма в романе «Преступление и наказание», несомненно, выражает Сонечка Мармеладова. Она — воплощенное смирение. Вся жизнь ее — это самопожертвование. Ею движут не теории, не идеи, не логические умозаключения, а христианская любовь к ближнему. Соня изначально несет в себе ту истину, к которой Родион Раскольников приходит после стольких мучений. И, конечно, все то, что Соня говорит Родиону, хочет сказать ему сам автор. Достоевский постоянно присутствует рядом со своим героем. Он объективен и справедлив. Он не вмешивается в судьбу Раскольникова и не старается облегчить его муки. Хотя все это — в' авторской воле. Но для Достоевского важно не то, что Родиону укажут ошибочность его теории, его заблуждение (Раскольников вряд ли поверит в это), а то, что герой сам придет к этому. А Соня должна помочь ему. Ее великодушие, доброта и — главное — любовь направляют Родиона по пути духовного возрождения. Автор открывает герою путь к новой жизни, проведя его через жесточайшие мучения. Почему таким достоверным кажется нам роман Достоевского? Почему мы так чувствуем страдания Раскольникова и так сопереживаем ему? Да просто потому, что и сам автор ему сопереживает, заставляя невыносимо страдать. Сила любви Достоевского к своему герою чувствуется в каждой странице романа. И, конечно, самое важное доказательство этой любви состоит в том, что Раскольников, в конце концов, искупает свой грех и находит любовь и веру.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Автор и его герой в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»