Знакомство Раскольникова со Свидригайловым (анализ главы 4 части I романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание») - сочинение

Основные произведения Достоевского появились в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью и традиционными нормами бытия. Процесс этот имел глобальный характер и происходил не только в России. Именно в последней трети XIX века в обществе заговорили о «переоценке всех ценностей», об изменении норм традиционной христианской морали и нравственности (например, философия Ницше).
Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей «переоценки» и сопутствующего ей «расчеловечивания человека», он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подобных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же, один из главных романов — «Преступление и наказание».
Центральный образ романа — Родион Раскольников — в недалеком прошлом студент, оставивший университет по идейным соображениям. Он живет в крайней нищете, снимая в одном из петербургских домов каморку, похожую на гроб. Однако он мало уделяет внимания обстоятельствам жизни, так как увлечен собственной теорией и поиском доказательств ее справедливости. Разочаровавшись в общеизвестных способах изменения окружающей жизни, он решает, что воздействие на жизнь возможно только при помощи насилия, а для этого человек, вознамерившийся сделать что-либо для общего блага, не должен быть связан никакими нормами и запретами. По мнению Раскольникова, все люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих», первые из которых двигают прогресс, создают общественные нормы и установления (Наполеон, Магомет, царь Давид и проч.), а другие являют собой материал исторического процесса, тех, для кого эти нормы создаются. Для того чтобы проверить, относится ли он к «право имеющим», Раскольников задумывает и осуществляет убийство старухи-процентщицы. Вводя в ткань повествования персонажей-«двойников» главного героя, Лужина и Свидригайлова, Достоевский показывает, что путь своеволия — тупиковый, а так же раскрывает два возможных завершения пути, на который встал Раскольников.
Раскольников со Свидригайловым знакомы заочно, каждый достаточно наслышан о другом. Надо сказать, что Свидригайлов — это еще одна, помимо Лужина, «модификация» Раскольникова. Это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы (идея богоборчества). Свидригайлов также совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу  
или счастье людям, но для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавая для себя морально-этические нормы (растление несовершеннолетней девочки, которая кончает жизнь самоубийством, издевательство над своим дворовым человеком, который также кончает жизнь самоубийством, использование своего опекунства для того, чтобы склонить к любовной связи молодую девушку, преследование Дуни).
Личная встреча «двойника» с главным героем происходит в комнате Раскольникова (глава IV, 1 части романа). После того, как Свидригайлов представился и Раскольников понял, кто перед ним стоит, его сразу же охватывает чувство отвращения. И на просьбу оказать содействие в знакомстве с Авдотьей Романовной, его сестрой, Раскольников решительно отказывает волоките. Свидригайлов пытается оправдаться, называя себя жертвой. Однако Родион пресекает эти попытки. «Да совсем не в том дело, — с отвращением перебил Раскольников, — просто-запросто вы противны, правы ль вы или не правы, ну вот с вами и не хотят знаться, и гонят вас, и ступайте!..» Наблюдая друг за другом, собеседники отмечают обоюдную странность поведения. «Не рассердитесь, Родион Романович, — говорит непрошеный гость, — но вы мне сами почему-то кажетесь ужасно как странным. Как хотите, а что-то в вас есть; и именно теперь, то есть не собственно в эту минуту, а вообще теперь...»



С течением времени, через духовные терзания, Раскольников осознает, что путь своеволия для него неприемлем. И окончательную точку в сомнениях Раскольникова ставит именно самоубийство Свидригайлова, который, таким образом, признает свое поражение перед лицом жизни. 6 Сочинения Таким образом, основное значение сцены знакомства Раскольникова и Свидригайлова заключается в том, что в ней с особой силой отразилась главная идея всего произведения, суть которой — доказательство непреложности для любого человека христианских морально-этических ценностей. Преступление, по Достоевскому, это не только какое-либо внешнее деяние, но и процесс внутренний, психологический. Совершая преступление, психологически подготавливая себя к нему — пусть даже ради высокой и светлой цели, — человек встает на путь разрушения собственной личности, самоуничтожения. Знакомство Раскольникова со Свидригайловым наводит главного героя на мысль, что выбранный им путь действительно тупиковый. Последующие события романа показывают, что, если Раскольников еще не потерян для общества, то для Свидригайлова, прошедшего свой Путь зла, преступившего мораль, жизнь кончена, и самоубийство — логичный исход всей его предшествующей жизни. По Достоевскому, никакая высокая цель не может оправдать негодных средств, ведущих к ее достижению. Индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни обречен на поражение. Только сострадание, христианское сочувствие и единение с другими людьми могут сделать жизнь лучше и счастливее.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Знакомство Раскольникова со Свидригайловым (анализ главы 4 части I романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)