История создания романа «Преступление и наказание» - сочинение

Цель: ознакомить учащихся с биографией Ф. м. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; показать связь личности писателя, его мировоззрения с его произведениями; совершенствовать умение и навыки составлять конспект, план, хронологическую таблицу биографического материала; воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.

оборудование: учебник, фотовыставка «Ф. м. Достоевский», текст романа «Преступление и наказание». Прогнозируемые Результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Ф. м. Достоевского; составляют тезисы, план, хронологическую таблицу биографического материала; знают историю создания, содержание романа «Преступление и наказание».

тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

ХОД УРОКА I.

Организационный этап II.



Актуализация опорных знаний Слушание нескольких сочинений-размышлений (миниатюр) (см.

Домашнее задание предыдущего урока) III.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности Учитель. Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из русских писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Ф. м. Достоевского, который уже почти столетие вместе с л. Н.

тол стым и а. П. чеховым является одним из наиболее читаемых за рубежом русских авторов. Фёдор михайлович Достоевский — писатель, у которого своё открытие мира, отбор жизненного материала, композиционное и словесное выражение. творчество Достоевского — новый этап в развитии критического реализма.

а сам писатель — человек, по святивший жизнь поискам путей спасения человечества. Сегодня мы проведём экскурс в жизнь и творчество писателя, чтобы понять, насколько он гениальная личность, больше узнать о его книгах, вошедших в мировую классику, а особенно о великом творении Фёдора михайловича Достоевского — романе «Преступление и наказание», который по праву занимает достойное место не только в творчестве писателя, но и в мировой литературе.

IV. Работа над темой урока 1. вступительное слово учителя (с элементами беседы) — Его судьба драматична.

«Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьёй и с детства оскорблённые неблагообразием своих отцов и среды своей… »,— писал Достоевский в черновиках романа «Подросток». л.

Н. тол стой так охарактеризовал Ф.

м. Достоевского — это «человек, который весь борьба». Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, ошибки, предельный накал чувств — вот что свойственно духовной жизни писателя, вот то, что отразилось на страницах его произведений. «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» (Ф. М.

Достоевский). ♦ Как вы понимаете эти слова?

О какой истине идёт речь? (Ответы учащихся.) ♦ В Евангелии Понтий Пилат спросил у Христа: «что есть истина?» Как вы думаете, почему Христос ничего ему не ответил? (Ответы учащихся. ) Комментарий. Если учащиеся затрудняются ответить, то следует напомнить им, что во время своей проповеди Христос сказал: «Я есть путь и истина».

то есть истина для христиан — это не теория, не формула, не вселенский закон, а Христос. Эта Истина пишется с большой буквы, она живая, и ради неё Ф. м. Достоевский готов был отречься от всех истин объективной реальности. Эта Истина была тем компасом, с которым писатель сверялся, создавая свои гениальные произведения.

2. Слушание «литературных визиток» о жизни и творчестве Ф.

м. Достоевского (см.

Домашнее задание предыдущего урока) (Учащиеся по ходу слушания составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Ф.

М. Достоевского.) Примерная хронологическая таблица Дата Событие 1821 г., 30 октября родился в Москве, в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского 1838–1843 гг.

Учёба в главном инженерном училище в Петербурге 1845 г. Написание повести «Бедные люди», знакомство с В. Г. Белинским и И.

И. Панаевым 1849 г. арест по делу петрашевцев, вынесение смертного приговора, замена его на кaтopгy и солдатскую службу 1850–1859 гг. Отбывание каторжных работ и военная служба в Семипалатинске 1861–1863 гг. Издание журнала «Время» 1864–1865 гг.

Издание журнала «Эпоха» 1866 г. Публикация романа «Преступление и наказание» 1868 г.

Публикация романа «Идиот» 1872 г. Публикация романа «Бесы» 1877 г. Избрание членом-корреспондентом академии нayк по отделению pyccкoгo языка и словесности 1880 г. Публикация романа «Братья Карамазовы» 1881 г. , 28 января Кончина Ф. м.

Достоевcкoгo 3. лекция учителя о художественном своеобразии стиля Ф.

м. Достоевского (Учащиеся составляют план лекции.) — «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительности»,— так определял свой творческий метод сам писатель. Художественное время романа также не поддаётся обычному измерению.

С одной стороны, оно необычайно насыщено событиями, а с другой — иногда «гаснет в уме» героев, становится неощутимым. трудно поверить, что действие романа вмещается в рамки двух недель. ритм времени то замедляется, то ускоряется. В течение одного дня в душе героя часто происходит столько событий, сколько реальному человеку хватило бы на целую жизнь.

К примеру, на второй день после выздоровления от горячки раскольников утром беседует с приехавшими к нему сестрой и матерью, уговаривая их порвать с лужиным. тут же знакомит их с внезапно пришедшей к нему Соней. Далее он идёт вместе с разумихиным знакомиться с Порфирием, который вызывает его на подробный рассказ о своей теории и приглашает для решительного объяснения, означающего для героя жизнь или смерть.

По возвращении домой он встречается с мещанином, «человеком из-под земли», бросающим ему в лицо: «Убивец!», и переживает весь ужас разоблачения. После этого герою снится кошмарный сон об убийстве, а проснувшись, он видит Свидригайлова, с которым неожиданно для себя вступает в длительную философскую беседу. Вместе с тем романное действие часто прерывается длинными внутренними монологами и развёрнутыми описаниями душевного состояния героев. Герои Ф. м. Достоевского отличаются необыкновенно эксцентричным и болезненным характером и пребывают в постоянном нервном возбуждении.

Вместе с тем, в силу удивительной психологической схожести, они быстро угадывают мысли, чувства и даже идеи друг друга. Весь роман строится как бесконечный, прин ципиально незавершаемый диалог равноправных голосов, одинаково убедительно аргументирующих каждый свою позицию. авторский голос оказывается лишь одним из них, и у читателя сохраняется свобода не соглашаться с ним. «Преступление и наказание» сложилось у писателя из двух замыслов, движимых идеями художника. а идеи были подсказаны как всей социальной сферой, окружавшей писателя, так и его личными воспоминаниями и переживаниями. Как исповедь героя, в которой раскрывалась бы борьба двух начал — добра и зла — в сердце человеческом, замыслил Достоевский «Преступление и наказание».

Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжёг уже почти завершённую повесть и взялся за роман. 4. ознакомление учащихся со статьёй учебника об истории создания романа «Преступление и наказание» (в парах) V.

Рефлексия.

Подведение итогов урока 1. Постановка и решение проблемных вопросов ♦ Подумайте, почему в докаторжный период Ф. м. Достоевский мог совмещать своё христианство с увлечением утопическим социализмом? Почему после каторги такое совмещение стало невозможным? ♦ Почему пять главных романов Ф.

м. Достоевского («Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») принято называть «великим пятикнижием»? ♦ Как вы думаете, что было бы с Ф.

Достоевским, если бы он жил в советские годы? Сослали бы его в ГУЛАГ или нет? Если сослали бы, то за какие именно мысли? ♦ С кем Ф. м.

Достоевский мог бы познакомиться в лагере? Произошёл бы с ним там мировоззренческий переворот?

О чём бы писал Ф. м. Достоевский после освобождения? Какая судьба ждала бы его произведения? 2. Заключительное слово учителя — Повествование Ф. м. Достоевского отличается напряжённостью, нервностью, почти болезненностью. автор чувствует малейшие







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > История создания романа «Преступление и наказание»