👍Сочинение Клевета Лужина (анализ эпизода из главы 3 части V романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание») Преступление и наказание
Клевета Лужина (анализ эпизода из главы 3 части V романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание») - сочинение

Основные произведения Достоевского появились в печати в последней трети XIX века, когда обозначился кризис старых морально-этических принципов, когда стал очевидным разрыв между стремительно изменяющейся жизнью и традиционными нормами бытия. Процесс этот имел глобальный характер и происходил не только в России. Именно в последней трети XIX века в обществе заговорили о «переоценке всех ценностей», об изменении норм традиционной христианской морали и нравственности (например, философия Ницше).
Достоевский одним из первых увидел опасность грядущей «переоценки» и сопутствующего ей «расчеловечивания человека», он первым показал ту «бесовщину», которая изначально крылась в подобных попытках. Именно этому посвящены все его основные произведения и, конечно же, один из главных романов — «Преступление и наказание».
Главный герой каждого из романов Достоевского — это неординарная, самодостаточная и в какой-то степени таинственная личность, остальные же герои являются своеобразным антуражем, раскрывающим внутренний мир главного героя, в этом и заключается основной принцип композиции всех романов Достоевского, и в частности, «Преступления и наказания».
Раскольников и его теория сильной личности раскрываются на фоне других сюжетных линий, рассказывающих о жизни его сестры Дуни и матери Пульхерии Александровны, семьи Мармеладовых, а также историй Лужина и Свидригайлова. Все они — «спутники» планеты Раскольников, которая то притягивает, то отталкивает всех на фоне обыденных человеческих отношений и жизненных ситуаций.
Лужин и Свидригайлов — двойники Раскольникова, их судьбы — это два возможных варианта развития жизненного пути главного героя. Лужин — подлец «по убеждению», для которого выгода превыше всего, который даже не задумывается, совершить подлость или нет. Средства, которыми пользуется Лужин, те же, что и у Раскольникова, хотя цели разные, это тот же маленький «наполеон», который, не задумываясь, идет вперед «по трупам». И в клевете Лужина особенно ярко раскрываются «специфические» свойства его характера (глава 3, часть V романа).



Суть клеветы состоит в том, что Лужин обвиняет Соню в воровстве сторублевой ассигнации, которую сам же ей незаметно подложил в карман ранее. Ко всеобщему удивлению заступницей Сони стала ее мачеха. «Это Соня-то воровка! Да она еще тебе даст, дурак!» — кричит в истерике Катерина Ивановна. Бедная девушка, знавшая, что «уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно», все-таки надеялась, что своей скромностью отведет от себя беду. Спасение пришло совсем неожиданно в лице господина Лебезятникова, который стал свидетелем подлога. Раскольников раскрывает перед собравшимися причину клеветы. Получив отказ Евдокии Романовны выйти за него замуж, Лужин решил отомстить через Соню сразу и Раскольникову, и его сестре, которые благосклонно относились к Соне Мармеладовой, несмотря на ее «занятие», а ему — Лужину — отказали от дома. Однако справедливость восторжествовала, Соня была полностью реабилитирована, но душа ее претерпела страшное незаслуженное унижение. Основное значение рассматриваемого эпизода состоит в том, что в нем с особой силой отразилась главная идея всего произведения, суть которой — доказательство непреложности для любого человека христианских морально-этических ценностей. Преступление, по Достоевскому, это не только какое-либо внешнее деяние, но и процесс внутренний, психологический. Совершая преступление, психологически подготавливая себя к нему (пусть даже ради высокой и светлой цели), человек, в первую очередь, встает на путь разрушения собственной личности, самоуничтожения. Вскрывая истинное лицо своего «двойника», Раскольников еще на один шаг становится ближе к тому, чтобы понять ошибочность, тупиковость своей бесчеловечной теории. Кроме того, в данном эпизоде особенно ярко противопоставляются два антагонистических мира: с одной стороны, «униженные и оскорбленные» в лице Сони, с другой — богатые, господствующие и развратные в лице подлеца Лужина, которые идут к достижению цели, не гнушаясь никакими методами. По Достоевскому, никакая высокая цель не может оправдать негодных средств, ведущих к ее достижению. Индивидуалистический бунт против порядков окружающей жизни обречен на поражение. Только сострадание, христианское сочувствие и единение с другими людьми могут сделать жизнь лучше и счастливее.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Клевета Лужина (анализ эпизода из главы 3 части V романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)