Когда ужасное прельщает - сочинение

«Когда ужасное прельщает», это может привести только к трагическим последствиям. Тогда почему же многие люди «прельщаются ужасным»? Возможно, потому, что в своей гордыне они стремятся к величию, к власти или к бессмертию. А всего этого гораздо легче достичь разрушением. Вспомним Герострата. Поджигая храм богини Артемиды, он ведь хотел прославиться. Поджечь легче, чем построить. И кстати, своего он добился. Мы помним его имя, хотя со времени знаменитого пожара прошло уже много веков. Так же, как помним имена величайших убийц — Наполеона, Гитлера, Сталина. Они добились бессмертия, но какой ценой? Ценой миллионов убийств, преступлений, крови.
Нужна ли такая слава человеку? Величайшие преступники не задумываются об этом. Они живут в соответствии со своими представлениями, но обладают достаточной силой, чтобы мир подстроить под свои представления о нем. И все же они никогда не побеждают окончательно. И Наполеон, и Гитлер закончили свои дни ужасно. Они были забыты старыми «друзьями» и союзниками. Их проклинали потомки. Невозможно переступить через все нравственные законы и при этом быть победителем.
Никто не сказал об этом лучше Достоевского в «Преступлении и наказании». «Когда ужасное прельщает» — это о Раскольникове, о его дикой, немыслимой теории. Интересно понять, откуда в голове Раскольникова стали появляться мысли о «сверхчеловеке».
От природы Раскольников мрачен, меланхоличен, угрюм, замкнут в себе, необщителен. И все эти природные черты, по видимости, усугубились еще и внешними условиями. Ведь кто такой Раскольников? Всего лишь бедный студент, живущий в узенькой комнатушке. Он беден, но при этом болезненно самолюбив. Видимо, в этом и кроется причина его исканий. От того, что он существует в обстановке бедности и обреченности, его голову и начинают посещать странные мысли.
Живя в узеньком ограниченном мирке, Раскольников обладает глубоким умом и способностью широко мыслить. Он ощущает, что ему тесно и душно быть замкнутым как в стенах своей комнаты, так и в рамках своего социального положения. Он выше этого. С этим трудно не согласиться. Но сам герой настолько ощущает свое превосходство над окружающими, что возникает теория, которая зиждется на понятии «необыкновенная личность». Естественно, сам Раскольников причисляет себя к этому типу. И все его размышления — о себе, все это попытки определить собственную значимость.
Но почему-то эту значимость Раскольников желает доказать страшным образом. Сравнивая себя с Наполеоном, Раскольников считает, что он вправе вершить судьбы людские. То есть вправе помогать нуждающимся, но также и карать виновных. Причем Раскольников считает, что он способен определить «виновного». Так, к людям, которых он может и должен «покарать», Раскольников относит старушку-процентщицу. Он рассуждает так: она стара, уродлива, скупа. Она никому не приносит пользы. Если ее не будет на свете, то окружающим будет легче жить.
Приняв решение убить старуху, Раскольников почти без сомнений идет к своей цели. Единственный момент, который мог бы его остановить, но не был расценен им как знак судьбы,— сон о насмерть забитой лошади. Бессмысленная жестокость мужиков, засекших лошадь, доводит Родиона до слез. Подсознательно он чувствует ложность своей теории. Но не придает должного значения своим чувствам и снам.
Раскольников не понимает, что его теория мало того, что ложна и порочна, но еще и нежизнеспособна. Ведь она поощряет уничтожение человека. И все же он с каким-то даже болезненным наслаждением, со сладострастной скрупулезностью готовится к своему страшному делу. Родион уверен, что сумеет убить. Он уже не может отступить. Его, как в омут, тянет на это преступление.



Отказаться от задуманного им шага Родиону так же невозможно, как большинству людей невозможно отвернуться от мучающегося животного или от страшной, неприятной сцены. В человеке живет мучительное стремление видеть ужасное. Но одно дело — видеть, другое — совершать. Может быть, мысленно многие совершали убийство. Но наяву... Раскольников все-таки осуществляет свою «миссию». Он убивает старуху. Но затем ему приходится убить и ее сестру Лизавету. Это для него непредвиденное обстоятельство. Раскольников и не знает, насколько потом отяжелит его муки сознание, что он убил невинную — кроткую, тихую, никому не причинившую зла. Одно убийство повлекло за собой другое. Преступник, пытаясь скрыть свои просчеты, часто вслед за первым, задуманным, преступлением совершает еще и преступления вынужденные. Конечно же, рано или поздно он сам запутается в- своих злодеяниях, лжи и притворстве. Теория Раскольникова была сокрушена. Решив убить старушку во имя невинных и обездоленных, он тут же убил и ее невиновную сестру. Утверждая, что он человек, а не «тварь дрожащая», он, пройдя через муки ада, через пытки своей совести, понимает, что, в общем-то, он такая же «тварь», как и все люди вокруг. Считая себя «сверхчеловеком», он испытывал те страдания, выше которых ставил себя. Причины крушения теории понятны. Не может ничто в мире строиться на принципах разрушения и уничтожения. Это противоречит всем законам природы, людей, судьбы. Утверждать себя можно и через идеи добра, любви, терпимости. «Прельщаясь ужасным», человек может двигаться только к саморазрушению. Но наша жизнь такова, что мы стремимся, напротив, к самосовершенствованию. А для того, чтобы самосовершенствоваться, нужно усвоить простую мысль: жить нужно, руководствуясь нравственными нормами, но отнюдь не логическими схемами.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Когда ужасное прельщает