Композиционные особенности романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание» - сочинение

1.	Название романа и его взаимосвязь с сюжетом.
2.	Композиция романа.
3.	Значение «внешних» событий в романе.
Роман Ф. М. Достоевского не случайно называется «Преступление и наказание». Сюжетом произведения является совершение главным героем преступления. А как следст 
вие — столкновения Раскольникова с законом, морально нравственными принципами и религией. И Достоевский не предстает перед нами как следователь или как обвинитель. Он рассматривает убийство не как уголовное дело, а, скорее, как философскую проблему с ярко выраженными этическими проблемами. В романе можно пронаблюдать четкую взаимосвязь событий и причинно-следственные связи дополняются ко всему психологическими параллелями с философской подоплекой.
Эта самая взаимосвязь прослеживается по ходу действий вместе с развитием событий. Тем не менее четких сюжетных элементов в романе найти сложно и практически не возможно из-за насыщенности самого сюжета событиями различного характера. И все они в той или иной мере определяют смысловую нагрузку романа, несут в себе какие-то ключевые моменты для понимания сути повествования. Но возможным представляется разбивка романа на этапы: подготовка главного героя Родиона Раскольникова к убийству, само преступление и все последующие события.
Период подготовки является экспозицией романа, то есть своеобразным разделом, вводящим читателя в курс дела, знакомящий вообще с положением вещей в романе и его главными персонажами. Само по себе идея избавления мира от алчной процентщицы вынашивалась и лелеялась Раскольниковым достаточно долгое время, а подготовка к преступлению фактически заняла два дня. Смысл этого события не в том, что и как все происходило, а в том, что испытывал главный герой, его внутреннее колебания. Основное действие завязывается на самом преступлении. И по времени — это всего один день.



Родион убивает старуху и ее сестру, прячется в квартире, но потом возвращается домой и кладет топор на место. Но все меняется. Каким образом? Меняется положение Раскольникова, его моральный и юридический статус. Он преступает закон и становится убийцей. А Достоевский описывает все событийные и психологические мотивы, приведшие бедного студента к совершившимся теперь уже событиям. В результате возрастает напряженность, обстановки отношений между героями. Темп событий Очень высок: все разворачивается очень быстро. Достоевский внимателен к психологическому состоянию своих персонажей. В этом мы убедимся, прочитав исповедь Раскольникова Соне и его споры с ней, разговоры Родиона с Лужиным и Свидригайловым, а также «игра» со следователем Порфирием Петровичем. Апогеем данной части романа станет признание Раскольникова Соне в содеянном убийстве. Кульминация заключена в его явке с повинной. Но особенность романа заключается в том, что произведение не имеет традиционной развязки. А главный герой все же не осознает ошибочность и мертворожденность своей теории. Заблуждение Раскольникова останутся при нем. Интересным является и то, что Достоевский не завершил действие повествования публичным судом под преступником. Хотя по закону полицейского романа он имел право и, в общем-то, должен был это сделать. Но для автора важнее была не юридическая, а нравственная, идеологическая сторона проблемы/ Достоевский убежден, что исправительные, карательные методы воздействия на человека не затрагивают его души, не помогают нравственному оздоровлению и очищению, но способствуют большему озлоблению. А суд, приговор и каторга не играют решающей роли в развитии событий. Настоящей развязки в романе так и не наступило. Ею могло бы стать осознание Раскольником своих заблуждений и забвение его же теории. Но нет, писатель во второй части эпилога опишет пролог новой истории — духовного возрождения Раскольникова. В развитии событий важно учесть для понимания романа и его сюжетные элементы: сны Раскольникова, письма, откровение второстепенных героев (Мармеладов или Свидригайлов). Последнее же не средство кульминации романа — как «исповеди» Раскольникова, а лишь характеристики внутреннего мира тех самых второстепенных героев. События «внешние» не менее важны для массового читателя. Ведь, например, смерть Мармеладова и участие Раскольникова — причина знакомства Родиона с Соней. И Достоевский изображал девушку как основного нравственного антагониста Родиона, автор внимателен к тому, как происходящие события отразятся на психике главного героя. Важно и то, что эпилог романа — не финал истории, а лишь этап его нравственного возрождения.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Композиционные особенности романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание»