👍Сочинение РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание») Преступление и наказание
РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание») - сочинение

Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX века, вопрос о религии занимает особое место. Для Ф. М. Достоевского, человека глубоко религиозного, высшей ценностью является постижение христианских идеалов, любовь к ближнему. В «Преступлении и наказании» автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины.
В XIX веке стала видна недостаточность прежних христианских аксиом, и все они предстали в виде вопросов, требующих безотлагательного решения. Но сама важность этих вопросов, само сознание, что от их разрешения зависит дальнейшая судьба и всего человечества, и каждого человека, ясно показали, что усомнившемуся человечеству нужно было лишь убедиться в истинности своей прежней веры. Ф. М. Достоевский очень хорошо это осознавал, и такое понимание оказало немалое влияние на его творчество. Ведь предшественники Достоевского никогда так ясно и открыто, как он (в романах «Униженные и оскорбленные» и «Преступление и наказание»), не ставили вопрос нравственности.
Главный герой романа «Преступление и наказание» отзывчивый, добрый по натуре человек, тяжело переживает чужую боль, и стремится помочь людям. Раскольников неординарен, умен, талантлив, терпелив, но вместе с тем горд, замкнут и очень одинок Что же заставило, что побудило этого доброго, умного, бескорыстного человека пойти на убийство, совершить тяжкий грех?
Кажется, у такого человека и мотива к убийству никогда не будет. Но постоянно уязвленная гордость Раскольникова мучает его, и тогда он решается на преступление, бросает вызов окружающим, доказывая себе, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Раскольников беден, и его гордость задета тем, что ему приходится прятаться от хозяйки, которой он задолжал за свою убогую каморку. В этой нищенской комнате и родилась чудовищная теория.
Достоевский, разумеется, не согласен с философией своего героя и заставляет его в ней разубедиться. Рассматривая с христианской точки зрения преступление Раскольникова, автор выделяет в нем, в первую очередь, факт нарушения нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — грешник. Причем его грех не только убийство, но и гордыня: все люди — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный.
Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Безусловно, он совершил преступление, но разве он не страдает из-за этого? Раскольников сам становится жертвой своего преступления: «Я себя убил, а не старушонку». Хотя, согласно морали, убитая старушонка, вызывающая чувство отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее ничего не стоила. Это была маленькая, сухая старушонка, лет шестидесяти, как пишет Достоевский, «с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая». Она очень напоминает пушкинскую старуху из «Пиковой дамы».



Раскольников приходит к убеждению, что «на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки» значит «не более как жизнь вши», поэтому решил избавить окружающих от безжалостной старухи. Но он не задумывается над тем, что одно преступление влечет за собой другое, независимо от того, какого человека убили, «тварь ли дрожащую» или «право имеющую». Так случилось и с Раскольниковым. Убив никчемную старуху, он лишил жизни и Лизавету — невинную, жалкую, слабую. Итак, мы видим, что Раскольников — это не просто преступник, а жертва своего же преступления. Душа его болела, он никак не мог обрести равновесие, пока не нашел человека, способного понять его и помочь ему. Именно с появлением Сони в душе Раскольникова появляется чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он «пришел мучить» Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым она от него принимает страдание. Так, когда после службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова. «Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения... Ему стало ужасно тяжело». В сущности, отношение Сони к Раскольникову — это отношение Бога к человеку, то есть всепрощение. Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает его. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в ином свете, обрести веру. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и возродиться. Он начинает понимать, что такое жалость: «...Он вдруг увидел, что это приниженное существ до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось ». Достоевский изначально признает абсолютность человеческого «я», духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. «Благодарю тебя, Боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!» — восклицает один из героев «Униженных и оскорбленных». Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг. Итак, в романе Достоевского «Преступление и наказание» религия является способом разрешения нравственных проблем. «Не убий», — гласит заповедь Христа. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», и тогда любому человеку, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно, только пройдя через страдания и лишения. Чтобы можно было любить людей, они должны стать, как Бог, чистыми, преисполненными милосердия. «Душа хочет любить только прекрасное», и люди должны стать прекрасными, все уродливое в них должно уничтожиться. Любить людей можно, только веруя в их преображение, веруя в Бога. В этом и заключается основная идея романа Достоевского «Преступление и наказание».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)