Раскольников — Лужин — Свидригайлов три ступени зла (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание») - сочинение

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия» жизни России 60-х годов XIX в., книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Достоевский, задумываясь о самых насущных и вечных вопросах, таких, как смысл жизни, путь к Богу, сущность добра и истины, обращается к самым страшным душевным искушениям, самым темным страстям, самым губительным порокам. Достоевский хочет показать, что божественное милосердие проявляется в том, что Господь прощает покаявшегося грешника.
Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между добром и злом — проблема, которая будет всегда стоять перед человечеством. В романе «Преступление и наказание» этот поединок разворачивается вдуше почти каждого героя, но особенно ярко он прослеживается в образе Родиона Раскольникова.
Раскольников — главный герой романа. Он одержим собственной идеей, которая, с одной стороны, заключает в себе бесчеловечность и жестокость, а с другой — стремление спасти все человечество. Видя чудовищную несправедливость, которая его окружает, Раскольников не хочет сидеть сложа руки. Но с самого начала он становится жертвой лжи и самообмана. Он выстраивает теорию о двух разрядах, делит людей на ничтожества, «тварей дрожащих», которые, по его мнению, — паразиты и кровопийцы, и «властелинов судьбы», наполеонов, сверхлюдей, сильных и способных на великие дела. Себя Раскольников относит к «высшему» разряду и «во имя всеобщего счастья» совершает убийство. Но теория терпит крах, ибо Раскольников понимает, что он, хоть и «переступил черту», но оказался дальше от своей благой цели, он осмелился совершить злодеяние, а боится посмотреть правде в глаза, убил «ничтожество», а сам уподобился «твари дрожащей». Убедив себя в любви ко всему человечеству, Раскольников после убийства чувствует ненависть даже к близким и родным людям.
Ф. М. Достоевский наделил своего героя одновременно и любовью, и презрением к людям. Он соединил противоречивые качества характера, побуждения и замыслы водной личности. Личности с пламенной душой и темными мыслями. Таков Раскольников вначале. Способен ли он измениться? Да, но не сразу и не сейчас.
Теория, которую исповедует Раскольников, сближает его с непорядочными людьми, с такими негодяями, как Лужин и Свидригайлов. Близки они не характерами, а мыслями и желаниями.
По сути Раскольников мало чем отличается от лицемерного и лживого Лужина. Сам Родион чувствует в нем родственную душу, хотя на словах готов поносить, презирать его, обличать низость и подлость. Он может, не задумываясь, перешагнуть через человека, через личность, распорядиться судьбой другого для собственной выгоды. Лужин считает, что любить нужно, прежде всего одного себя, потому что все на свете основано только на личных интересах. Это и сближает его с Раскольниковым. Идее Раскольникова созвучна лужинская теория «разумного эгоизма». А если уж довести теории этих двух персонажей до конца, то выйдет, что «людей можно резать». Преступление Раскольникова имеет, в сущности, одну природу с лужинским мироощущением. Лужин опошлил идею Раскольникова, снизил до эгоистических соображений личной материальной выгоды, обнажил ее истинную суть. Именно из уст Лужина Раскольников слышит слова, что «во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно». Много общего в образах Раскольникова и Свидригайлова. Достоевский разными способами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Свидригайлов чувствует, что они с Раскольниковым — «одного поля ягоды». Раскольников, которого подозревали в помешательстве, видит и в Свидригайлове сумасшедшего. Даже в истории жизни Свидригайлова есть ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, по его вине гибнут люди, состоял в каких-то таинственных отношениях с мелкой процентщицей, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».



Свидригайлов, как и Раскольников, считал, что все дозволено. Он преследовал Раскольникова подобно тени. Необъяснимая сила влекла Родиона Романовича к Свидригайлову. В минуты отчаяния и сомнения в своей правоте Раскольников шел к Свидригайлову, чтобы найти в нем поддержку и успокоить собственную совесть. Тот общий знаменатель, к которому приравниваются эти три ненавидящих, презирающих друг друга человека, — их чудовищный эгоизм, самолюбие и гордыня. Все они живут для себя, душа каждого из них находится в состоянии раскола. Лужин прячет, маскирует свои низкие поступки, Свидригайлов находится уже по ту сторону добра и зла, он — сознательный злодей, а Раскольников, «преступив черту», все еще сомневается в правильности того, что совершил. Его еще мучает совесть, а значит, в его душе еще теплится надежда на воскрешение. Раскольников совершает долгий и мучительный путь, в конце которого его ждет раскаяние и новая жизнь. Он вознагражден за страдания и способен к любви и новой, чистой жизни. За преступлением всегда следует наказание. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», осознание бессмысленности совершенного злодеяния — это все невыносимым гнетом ложится надушу Раскольникова. Это и есть для него высшая кара. Его теория не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит трудный путь преодоления внутреннего тупика, предстоит найти в себе силы для жизни по правилам, искупить свой грех. Именно в этом заключается наказание за губительную неправоту главного героя. На примере Раскольникова еще раз убеждаешься, что непременно наступает момент, когда каждому из нас нужно давать ответ. И нам, в наше трудное время, когда люди устали от жестокости и насилия, нужно научиться видеть лучшее в каждом. А для этого необходимо остановиться хотя бы на миг в сумасшедшем беге, опомниться и осознать, что мы подошли к последней черте. Пришла пора обрести свободу и чистую, светлую Веру.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Раскольников — Лужин — Свидригайлов три ступени зла (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)