Роман Ф Достоевского «Преступление и наказание» как воплощение нового полифонического типа художественного мышления - сочинение

Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание, особенности жанра романа; развивать навыки пересказывания частей произведения, комментирование и анализ, умение высказывать свои мысли по поводу услышанного и прочитанного, обосновывать их; воспитывать учеников в лучших гуманистических традициях.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Несмотря на то, что литературоведы написали множество работ о романе Достоевского «Преступление и наказание», проанализировали чуть ли не каждое слово, и по сей день это произведение остается сложным и неоднозначным. Кстати, мы будем изучать этот роман на протяжении семи часов, а в японских юридических учебных заведениях с ним ознакамливаются около девяноста часов!

Что же есть такого особого в этом произведении? Попробуем выяснить это сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока

IV. Актуализация опорных знаний

1. Работа в парах с биографией Ф. Достоевского (вопрос, пересказывание).

2. Пересказывание сюжета романа, создание главной «сюжетной цепочки».

Ожидаемые ответы.

Бедный студент Раскольников задумал убить ростовщицу и идет «на попытку» -> отказ героя от намерения после посещения старухи -> рассказ Мармеладова и возвращение Раскольникова к своему замыслу -> письмо от матери, ее сообщение о сестре Дуне -> сон Раскольникова, второй отказ от преступного замысла -> случайная весть о том, что сестры ростовщицы не будет вечером дома; разговор в трактире между студентом и офицером о старой процентщице -> подготовка к преступлению и убийство ростовщицы и ее сестры Лизаветы. Душевное и физическое мучения студента; перепрятывание денег, мечтание. Помощь Разумихина -> приезд матери и сестры Раскольникова; помощь Мармеладову, которого сбил конь, его смерть. Знакомство с Соней -> Раскольников отвечает отказом Дуне от брака с Лужиным ради материального спасения их семьи. Подозрения следователя Порфирия Петровича -> разговор Раскольникова с Соней, его признание. Свидригайлов подслушивает разговор. Порфирий Петрович называет Раскольникова убийцей, хотя признал вину другой -> Соня убеждает Раскольникова сознаться, он не выдерживает укоров совести и разоблачает себя. Его судят, определяют наказание - каторгу. Соня едет вместе с ним. Раскольников находит утешение в вере, в Евангелии.

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Слово учителя.

Большинство литературоведов считают, что роман «Преступление и наказание» создан «на основании глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени. Достоевского интересуют, прежде всего, моральные последствия повсеместной обедненности, рост преступности и народного пьянства, вызванные реформой 1861 года и дальнейшим разгулом капиталистического хищничества».

Главным мотивом романа «Преступление и наказание» Достоевский делает мотив падения нравственности, человеческого разъединения, рост преступности и трагедию «маленького человека». Он сознает, что все преступления, внутренние страдания и метания главного героя, мучения совести и борьба ума и сердца являются отображением конфликтов и парадоксов окружающей действительности.

Относительно названия произведения, то в переводе с русского символическое значение названия немного сузилось. На русском языке «преступление» - это еще и переход через границу, через которую переступать человеку нельзя, т. е. через моральные, «неписаные» законы.

В своем произведении Достоевский предложил новый, полифонический тип художественного мышления. Жанр его «Преступления и наказания» кое-кто даже определяет как полифонический роман. Что это означает? В музыке полифония - многоголосие. В литературе полифоничность - «множественность самостоятельных и неслитых голосов и сознаний», независимость художественных миров, которые отображают сознание героев.

2. Определение жанровых особенностей романа с помощью интерактивного приема «солнышко».

3. Аналитическое комментирование.

Учитель. Прокомментируйте отрывок из письма Ф. Достоевского Г. Каткову:

«Могу ли я надеяться поместить в Вашем журнале «Русский вестник» мою повесть?..

Это - психологический отчет одного преступления. Действие современное, в этом году. Юноша, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, живет в жестокой бедности, из легкомысленности, через шаткость в понятиях, подвергнувшись некоторым странным «недовершенным» идеям, которые носятся в воздухе, решил выйти из затруднительного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу-ростовщицу...

Ему совсем случайно удается осуществить свое намерение... Почти месяц минует после того до окончательной катастрофы. Никаких на нем подозрений нет и не может быть. Именно здесь и разворачивается весь психологический процесс преступления. Вопросы, которые неразрешимы, возникают перед убийцей; незаподозренные и неожидаемые чувства режут его сердце. Божья правда, земной закон берут свое, и он заканчивает тем, что вынужден сам на себя донести. Вынужден, чтобы хоть и погибнуть на каторге, но присоединиться снова к людям; чувство порванности с человечеством, которое он ощутил сразу же после совершения преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое... Преступник сам решает принять мучения, чтобы заслужить прощение за свое дело...

В повести моей есть, кроме того, намек по тому мнению, что юридическое наказание за преступление значительно меньше пугает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам в нем морально нуждается...». (Автор очерчивает сюжетную линию и главную мысль: преступник всегда получает наказание, если не человеческое, то Божье, в виде мучений совести, отмежевания от людей, человеческого).

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Учитель. Найдите «точки соприкосновения» романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» и таких высказываний писателя:

• «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей»;

• «Добро останется всегда, так как оно является потребностью личности».

VII. Домашняя задача.

Выяснить историю замысла романа, его жанр, новаторство писателя; подобрать материалы для викторины по смыслу произведения.

VIII. Подведение итогов урока.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Роман Ф Достоевского «Преступление и наказание» как воплощение нового полифонического типа художественного мышления