Роман Ф М Достоевского «Преступление и наказание» проблематика главный герой и его теория - сочинение

1.	Тема преступления и наказания в творчестве Достоевского.
2.	Причины совершения преступлений.
3.	Теория Раскольникова.
4.	Возвращение в мир людей.
Проблема совершения и раскрытия преступлений так или иначе рассматривается в каждом произведении русского классика Ф. М. Достоевского. Автор повествует о ripe-  
ступлении как о проблеме общечеловеческого плана, проводя параллели с популярными в те времена «социальными теориями».
Можно сказать, что роман «Преступление и наказание» посвящен подробному и всестороннему анализу моральной и социальной природы преступления как поступка, а также неизбежного наказания, которое должно рано или поздно за ним последовать.
Для Достоевского любое преступление является характерной приметой его времени. Автор указывает на катастрофическое падение современной нравственности, несоблюдение сложившихся веками общественных устоев. Неуклонное разрушение прежних идеалов, которые составляли прочную опору для целого ряда поколений, постепенно приводит к общему краху. Различные «социальные теории», появившиеся как нечто необходимое, с целью пропаганды светлого будущего и неизбежной революционной борьбы, во многом противоречат друг другу, не внося ясности в анализ сложного и противоречивого времени. Искусственно внедренные в общество фрагменты европейской культуры, так называемые элементы буржуазной цивилизации глубоко проникают в русскую культуру, обедняя ее.
Описывая подготовку своего героя к убийству, Достоевский не просто старается вникнуть в психологию будущего преступника. Автор пытается проанализировать и осознать внешние и внутренние причины, которые вызвали в сознании Раскольникова эту мысль — решить собственные проблемы, отняв жизнь у человека. Разумеется, можно обвинить в случившемся окружение Родиона, его друзей, родственников и знакомых. Но тогда почему же люди, волею судьбы поставленные в более жесткие рамки, попавшие в тяжелейшие ситуации, так и не становятся преступниками? Почему Катерина Ивановна, Сонечка Мармеладова и другие глубоко несчастные души даже не помышляют о совершении преступления? 



Очевидно, что причины, толкнувшие Раскольникова на душегубство, намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Он не просто «устранил» старую женщину, наживающуюся на чужом несчастье и живущую за счет ростовщичества. Родион возомнил себя сверхчеловеком, которому дозволено вершение суда: кому следует жить в этом мире, а кому суждено умереть. Достоевский подчеркивает, что вершить человеческие судьбы может только Господь. Получается, что Раскольников фактически отождествляет себя со Всевышним, мысленно обозначив равенство между высшими силами и собой. В сущности, он приближается к атеизму, поскольку человек, искренне и глубоко верующий в Бога, на убийство не может быть способен. Раскольников живет не душой, а разумом. Он как бы выключает себя из нормальной, общепринятой жизни, ставит прочный барьер между собой и окружающими его людьми. Его маленькая комната напоминает сКлеп — в ней невозможно свободно чувствовать, существовать. Но уединение не мешает работе мысли, и поэтому Родион снова и снова переживает совершенное им преступление, стараясь найти оправдание совершенному им поступку. По мнению автора, сама жизнь разумного человека должна быть, безусловно, подчинена не общепринятым правилам, а нравственному чувству, подсознательно оберегающего каждого индивидуума от преступного деяния. Достоевский снова и снова подчеркивает, что в современном ему мире основной причиной преступлений является «неправильная жизнь» большинства людей. В окружающей действительности правят зло, всепоглощающая ненависть друг к другу. Человек снова и снова терпит несправедливость, унижение. Злоба копится в его душе, чтобы через некоторое время выйти наружу, порождая новое зло. И борьба с преступлениями, происходящая в обществе, по сути, представляет собой новое насилие над преступниками, которые и без этого уже озлобились и утратили веру в Гос пода. Путь исправления должен быть основан на нравственных устоях, на изменении души, а не на страхе физического наказания или лишения свободы. Справедливое наказание, по мнению Достоевского, должно быть не юридическим, а духовным. Официальные кары и запреты смысла не имеют, поскольку они являются искусственными, навязываемыми людям. Истинным наказанием для героев автора становятся духовные терзания, неутолимые муки совести, которые невозможно заглушить даже искренним раскаянием. Человек, осознавший существование высшего нравственного идеала, перестает быть преступником и потерянным членом общества. Но для такого осознания необходимы душевные силы, помощь искренне сопереживающих близких Людей. Соня Мармеладова становится настоящим спасением для Раскольникова: именно благодаря ей отчаявшийся и запутавшийся в собственной жизни убийца вновь возвращается на путь истинный и обретает веру в Бога. Не менее страшным наказанием для любого преступника является его полная оторванность от людей, невозможность общения с близкими. По «теории» Раскольникова, убийство, совершенное им, должно быть полностью оправданным, ведь старуха-процентщица, обирая, фактически грабя несчастных людей, несущих ей в обмен на гроши последнее добро, творила зло — следовательно, должна была быть жестоко наказана. Но Раскольников убил старуху не только поэтому, он проверял, кто он: представитель серой массы или великая личность, которая ради блага большинства жертвует жизнями меньшинства. Но Родион постепенно понимает, что счастья нельзя добиться жертвами, он ощущает холод, отстраненность от матери, любимой сестры, чувствует, как между ними вырастает стена. Он мучается мыслью о своей никчемности, ведь, убив, он потерял покой, и в то же время его не покидает мысль, что его теория ошибочна. Возвращение преступника к нормальной жизни, восстановление его роли в обществе — задача нелегкая. Раскольников сумел обрести душевный покой, пройдя через множество физических и духовных страданий, найдя в себе силы отказаться от собственных «теорий», оправдывающих и позволяющих преступление. Но сколько нераскаявшихся убийц так и не сумели вовремя осознать свои заблуждения и обрести свое место под солнцем — об этом мы можем только догадываться.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Роман Ф М Достоевского «Преступление и наказание» проблематика главный герой и его теория