Система образов романа Ф Достоевского «Преступление и наказание» Раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека - сочинение

Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественные особенности произведения, мастерство автора в изображении сложности духовного мира человека; развивать навыки анализа художественного текста, раскрытие психологии героев, умение сравнивать литературные явления с жизненными, высказывать свои соображения и обосновывать их; воспитывать уважение к общечеловеческим жизненным ценностям, стремлению их придерживаться.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков ( урок-исследование).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. «Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и потому много не договаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру»,- писал академик Д. Лихачев.

Читательская мысль, читательская оценка становятся необходимым условием понимания теории Раскольникова и его самого, других героев, души которых преисполнены противоречий, страшных, нечеловеческих, но довольно убедительных аргументов. Сегодня на уроке мы попробуем добраться к глубинной сути противоречий, которые растравляют души героев, подталкивают их к тем или иным действиям и поступкам.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

Выполнение задач поисково-исследовательского характера.

Учитель. Составьте схему путей развития Раскольникова, эволюции его образа.

Примечание. Ученикам предлагаются лишь исходные и конечные данные, остальные они заполняют самостоятельно.

V. Формирование умений и навыков.

1. Выполнение задач поисково-исследовательского характера.

1) Определение «двойников» главного героя и его «антиподов».

2) Распределение героев романа по теории Раскольникова на людей «обычных» и «необыкновенных».

Разумихин - нашел свое место в современном мире, не нарушает закон, придерживается законов здравого смысла, ума, отсюда и его фамилия. Пульхерия Александровна, Дуня, Соня, Лизавета, Екатерина Ивановна - живут реальной жизням, часто жертвуют собой ради других. Мармеладов - теряет человеческое подобие, деградирует, ломается ввиду трудностей жизни. Порфирий Петрович - стоит на страже законов, старается разобраться в человеческой душе и помочь.

Лужин - хищник «нового времени», капиталистического. Не останавливается ни перед чем ради богатства и власти. Деньги - его бог и совесть. Перспективный предприниматель, из провинции переносит свое «дело» в столицу.

Алёна Ивановна - хищница «дня прошедшего», всю жизнь обогащалась за счет других, пользуясь их затруднением. Свидригайлов - аморальный и преступный, не знает укоров совести, играя жизнью и людьми ради своего удовлетворения.

Сам Раскольников определяет себя как «необыкновенного» человека, но сомневается, проверяет себя, осуществив преступление - двойное убийство.

2. Коллективная работа (или работа в группах).

Учитель. Охарактеризуйте героев по цитатам из произведения (можно сначала узнать их).

Мармеладов. «Необходимо, чтобы у каждого человека было место, где его бы пожалели»; «Бедность не порок. Убожество является пороком»; «Я тварь»; «Для того и пью, что в пьянстве седьмое сочувствие и чувство ищу».

Разумихин. «Это был чрезвычайно веселый и компанейский юноша, добрый до простоты. Тем не менее, за этой простотой прятались и глубина, и достоинство... Был он умный, хотя и в самом деле временами очень простоватый. …Иногда он буянил и имел славу силача. …Никакие неудачи его никогда не смущали, и никакие плохие обстоятельства, казалось, не могли удручить его. Он был очень бедный и своими силами содержал себя, добывая деньги разной работой. Он знал множество источников, где мог почерпнуть хоть какой-то заработок»; «Вместе с тем он ясно сознавал, что мечта, которая воспылала в его мыслях, совсем невыполнимая,- такая невыполнимая, что ему даже стыдно стало ее, и он как можно быстрее перешел к другим, более насущным заботам и сомнениям...».

Лужин. «Возлюби, первее всего, одного себя, так как все на свете на личном интересе основано» (вспомните Гобсека!); «... удобнее брать жену из убогости, чтобы потом над ней владычествовать»; «Если мне, например, до этого времени говорили: «Возлюби», и я возлюблял, то что из этого выходило?.. выходило то, что я разрывал жупан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голыми по русской пословице: «Погонишься за двумя зайцами, ни одного не поймаешь»».

Свидригайлов. «В разврате есть что-то постоянное, основанное на природе...»; «...я ничьей мыслью особенно не интересуюсь...»; «Кто я такой? Вы знаете: дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге ошивался, потом вступил в брак с Марфой Петровной и жил в селе. Вот моя биография!» «Мы одного поля ягоды!».

Порфирий Петрович. « Вышло-таки подло, но вы все же таки не безнадежный негодяй»; «Но вот что скажите: как же отличить тех необыкновенных от обычных? …Так как, согласитесь, когда возникнет путаница и кто-то с одного разряда начнет думать, что он принадлежит ко второму разряду, и начнет «устранять все препятствия»... то здесь уже...»; «Страдание... большая вещь... В страдании есть идея?».

3. Проблемный вопрос.

Кто из героев романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», кроме главного героя, показался вам неоднозначным, сложным по характеру? Почему? (Противоречивые раздумья героев, неоднозначность их суждений, отношение к миру. Свидригайлов, Порфирий Петрович и др.).

4. Выполнение задач поисково-исследовательского характера.

Учитель. Составьте сравнительную характеристику образов Раскольникова и Сони Мармеладовой.

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Мини-диспут.

Ученики высказываются и доказывают свою мысль (в форме мини-диспута на тему «Прав ли Достоевский, утверждая: «Мир необходимо изменить, начнем с себя... Я считаю, что мир нужно изменить, но... первый шаг в том, чтобы начать именно с себя»?»).

VII. Домашняя задача.

Повторить особенности системы образов романа во всей ее сложности, разногласиях и взаимосвязях.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

• Я понял (-ла), что…

• Самым сложным на уроке было…

• Мне запомнилось…







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Система образов романа Ф Достоевского «Преступление и наказание» Раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека