Соотношение «преступления» и «наказания» семантика и символика названия романа «Преступление и наказание» Ф Достоевского - сочинение

Цель: систематизировать и обобщить изученное; проследить поиски идеала автором романа и его героями; показать значение романа как философско-психологического, полифонического произведения; развивать навыки обобщения, выделение главного и деталей, высказывание своей мысли и ее доказывание; воспитывать потребность в создании добра, в соблюдении общечеловеческих моральных норм.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: систематизация и обобщения знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. «Любовь много терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не гордится, не ищет своего, не приходит в раздражение, не мыслит зла, не радуется неправде, а утешается истиной, все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не заканчивается... Теперь есть эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них наибольшая»,- так говорится в Библии, Книге Книг (1-е Послание к коринфиянам 13; 4-13). Мы недаром обратились к Святому Писанию, ведь человечество выработало не так уже и много истин, и осознавались они поколениями каждый раз по-своему, как и каждым человеком также. Эти истины заключены в моральных законах: «Не убивай», «Не укради», «Не обманывай», «Возлюби ближнего своего как самого себя...». На протяжении предыдущих уроков мы прослеживали процесс поиска «человека в человеке», постижение им истины. Какой же есть позиция самого автора, какую истину постиг он и хотел донести до читателей? Об этом - сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Обобщение и систематизация изученного.

1. Композиционное сравнение.

Учитель. Заполните и прокомментируйте таблицу «Преступление и наказание».

Ожидаемые ответы. Композиционная пропорция составляет 1:6; это подтверждает авторскую идею: по христианской доктрине и законам справедливости преступление должно быть наказано.

2. Эвристическая беседа.

Соглашаетесь ли вы с мыслью, что наказание Раскольникова началось задолго до преступления?

Можно ли укоры совести героя считать его главным наказанием?

Почему после признания Сони герой чувствовал себя более несчастным? (Он не ожидал такой любви от Сони).

О какой любви говорится? (Христианскую любовь к ближнему).

Можно ли Свидригайлова считать художественным антиподом Раскольникова? Почему?

Почему Раскольников ставит рядом (по нравственности) Соню Мармеладову и свою сестру Дуню?

Каковы роль и место автора в романе «Преступление и наказание»?

3. Слово учителя.

Значение и символика названия романа Ф. Достоевского понятны, довольно прозрачны: «Преступление и наказание». Эти слова стали своеобразным крылатым выражением, афоризмом. Но они не являются однозначными. Как мы уже упоминали, языком оригинала «преступление» - переступ через определенную, разрешенную христианскую общечеловеческую границу. А вот слово «наказание» (кроме значения «наказание») имеет еще и значение «приказа, пожелания, осторожности, предостережения».

4. Конкурс на лучшее название книги на украинском языке.

Примечание. Учитывается точность, благозвучность, отображение основной идеи. Название обосновать. («Переступ и осторожность», «Предостережение преступления», «Наказание души за преступление» и др.)

5. Самостоятельный анализ предложенной учителем информации.

V. Домашняя задача.

Подготовиться к контрольной работе (произведению).

VI. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

Из изученной темы для меня интереснейшими были такие формы работы, такие проблемы, как...

Я разделяю (не разделяю) мысль художников и литературоведов о том, что... Произведение Ф. Достоевского близко настоящему тем, что...

Задача со звездочкой выполняется по возможности и согласно подготовке плана контрольного произведения (по выбору).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Соотношение «преступления» и «наказания» семантика и символика названия романа «Преступление и наказание» Ф Достоевского