Сочинение по Достоевскому – Петербург в романе Преступление и наказание - сочинение

Действие романа погружено в эпоху, эпоху, прозванную "железным веком". И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением. Ведь было два Петербурга. Один - город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и расцвета после петровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день. Но был и другой, далекий и неизвестный нам, теперешним людям, Петербург - город, в котором люди живут в "клетушках", в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского. Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем: "Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых сводов Прозрачный сумрак, блеск бездонный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла...

" А вот как описан Петербург второй, увиденный Достоевским: " На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши". Образ жизни людей из высшего света, "высшего" и роскошного Петербурга характеризуется только одной строкой из пушкинского "Евгения Онегина": "Полусонный в постелю с бала едет он". А людям Петербурга "низшего" приходится до-бывать свой кусок хлеба трудом тяжким, имея одну только радость - горько напиться под вечер. Если верить, что все на Земле получает энергию из космоса, то тогда то, как распределил свою долю Петербург между своими обитателями, нельзя сравнить даже с тем, как делится добычей лев с гиенами: Петербург трущоб как будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов.

И это та цена, которую должен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этого несправедливого деления, в среднем, мы получили бы посредственный, серый город, который не смог бы вдохновлять собой писателе и поэтов, окутывая их своей магической философией "двуличности" При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем "закрыт от солнца" и от других людей, каждый - своем "шкафу"-каморке. Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка создает у человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует возникновение самых не-вероятных и фантастических теорий: " Я тогда, как паук, к себе в угол забился.

Я любил лежать и думать". Город - прекрасный материал для раздумий, подталкивает мысль в определенном направлении, и в конце концов заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по которой мы узнаем зараженного "болезнь большого города", является навязчивый желтый цвет.

Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая,"похожая на шкаф или на сундук", каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, "мебель из желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича. Эти детали подчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, являются предвестниками недобрых событий. Город, как зловещий демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в которые попадают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски расставленные ловушки попадают герои романа. Мармеладов испивается в грязной распивочной, Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в "когти" Дарьи Францевны," женщины злонамеренной и полиции многократно известной". Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и городу, обрубив одно из его щупалец.

И город отомстил ему. задавив свой громадой, заставив страдать во много раз сильнее. Но события помогают Раскольникову, выхватив его из этого озлобленного мира. Он, дитя огромного мрачного города, попав в Сибирь, оказывается в новом для себя мире, вырванным из той искусственной почвы, на которой взросла его страшная идея.

Это - иной, доселе неведомый Раскольникову мир, мир вечно обновляющейся Природы. И здесь, вместе с весною, охватывает его "необъятное ощущение полной и могучей жизни". Начинается его новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга - место, предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы, оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой личности, нежели реальная "воля" большого города. Итак, Достоевский показал нам, что появление его героя во многом предопределила эпоха. И именно такой, неразрывно связанный с окружающим его миром герой интересен и автору, и бесконечной череде благодарных ему читателей. Творчество Достоевского приходится на 60-е годы XIX века, то есть на период развития капитализма в России, приведшего к обнищанию основной массы населения.

Достоевский осмысливает 60-е годы. Особенно ярко это проявилось в изображении Петербурга в романе "Преступление и наказание". В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью своих контрастов.

Действие романа разворачивается летом, но мы можем не искать на его страницах ярких красок, присущих этому времени года. В сером Петербурге Достоевского им нет места. Исчезли из поля зрения дворцы, "изукрашенные в зелени" дачи, кружево оград. Перед нами предстает город грязных улочек, дворов-колодцев, огромных, сдающихся в наем домов.

Вонь, грязь, духота повсюду царят на улицах. Вонь идет из распивочных, которых особенно много в этой части города. Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе, огромное количество мертвецки пьяных, то и дело встречающихся в этой части города, дополняет омерзительную картину. "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу". Но отвратительны не только улицы, переулки, речки. Не менее ужасны и те "клетки", в которых живут герои романа.

В душных и тесных комнатах голодают люди, умирают их мечты, а в уме зарождаются преступные мысли. Родион Раскольников живет в каморке "под самой кровлей высокого пятиэтажного дома", похожей на шкаф или сундук. Здесь в его голове зарождается ужасная теория о том, что существуют просто люди и люди-сверхчеловеки, которым позволено все. Эта теория приводит его к преступлению. Раскольников говорит своей матери, что "квартира много способствовала" тому, что он решился на преступление.

Таким образом, Петербург в романе Достоевского - это не только фон, на котором разворачиваются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ жизни ненормальной, безнравственной. Преступления против человека - обычное явление в городе, так как они по большей части ненаказуемы.

Так, безнаказанно господин Лебезятников избивает Катерину Ивановну, статский советник Клопшток нагло обманывает Соню и ничего не платит ей, Алена Ивановна беспрепятственно занимается ростовщичеством, обирает несчастных бедняков, попавших к ней в лапы. Не менее отвратительны образы Свидригайлова и Лужина, людей безнравственных, циничных. Лужин - делец, мерзавец, оклеветавший беззащитную Соню, самовлюбленный тиран, унижающий людей.

С нескрываемым отвращением Достоевский рисует образ Свидригайлова, человека, который ради своей прихоти загнал в гроб Марфу Петровну, оскорбил Дунечку. В обществе, где господствуют Лужины и Свидригайловы, все строится на власти денег.

"За нищету, - говорит Мармеладов, - даже не палкой выгоняют, а метлой выметают... чтобы оскорбительнее было". "Маленькие люди" становятся жертвами этого бесчеловечного общества, на каждом шагу их подстерегают социальные и материальные "тупики", порождающие нравственные конфликты и трагедии.

"Униженным и оскорбленным" нет выхода из них. Безысходность - лейтмотив романа. "Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти..." - говорит Мармеладов.

"Некуда идти" не только Мармеладову, но и его жене Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, беспечной и богатой, жизнью и жалким, нищенским настоящим существованием. Соня Мармеладова вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, любви к людям, воплощенная в образе Сони, поднимает ее до символа Страдания Человеческого. Именно любовь к людям помогла ей сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь. Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня, во имя любимого брата. "Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Сочинение по Достоевскому – Петербург в романе Преступление и наказание