Тема жертвенности в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» - сочинение

1.	Действенность таких человеческих качеств, как жертвенность и сострадание.
2.	Жертвы, приносимые персонажами романа.
3.	Образ Сони Мармеладовой - «солнца, которое греет». 
Н.	А. Бердяев писал о Ф. М. Достоевском: «...Достоевский был не только великий художник, он был также великий мыслитель и великий духовидец. Он - гениальный диалектик, величайший русский метафизик...».
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит к одним из самых сложных произведений русской литературы. В нем автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры, друга. Достоевский утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.
В романе писатель решает немало нравственных вопросов, одним из которых является вопрос сострадании и жертвенности. Следователь Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу, прежде всего надо быть солнцем». То есть нужно не только светить, но и согревать. Однако не Раскольников становится этим согревающим светилом, а Соня Мармеладова, хотя на первый взгляд она, чье место на задворках жизни, на панели, далека от нравственной высоты. То есть жертвенность и сострадание, по Достоевскому, должны не просто присутствовать в людях, но эти качества должны быть действенными, приносящими реальную помощь людям. И таким человеком в романе выступает Сонечка Мармеладова.
В «Преступлении и наказании» получается так, что сестра старухи-процентщицы Лизавета, жена Свидригайлова Марфа Петровна, мать Раскольникова, его сестра Дуня, Миколка-маляр сфокусированы на Соне. И эти люди как бы составляют содержание ее образа-солнца, воплощающего в себе сострадание, доброту, милосердие, любовь и действие. 
Лизавета и маляр - полярны. Они как бы представляют собой высший символ страдания в мужском и женским измерении. Здоровый и жизнерадостный молодой человек при столкновении с грубой силой, которая грозит его засудить, принимает для себя решение взять страдание на себя, сознавшись в несовершенном им преступлении. Лизавета, кроткая, неизменно обремененная то чужой похотью, то чужой злобой, бесполезно для себя сильная, безотрадно молодая, напрасно убитая, не ищет случая для страдания, она терпит.
Марфа Петровна стремится брать от судьбы даже больше, чем может использовать, и в то же время кажется обездоленной мученицей - в этом смысл ее жизни.



С жертвенного благословения матери сестра Раскольникова Дуня решается связать свою судьбу с нелюбимым, чужим ей человеком, «денежным мерзавцем» Лужиным ради благополучия своего брата. Кажется, что Дуня слаба. «Знаю, что выстрелишь, зверок хорошенький..,» - говорит Дуне Свидригалов, когда та наводит на него пистолет. И не ошибается: та Дуня, которая видит смысл своей жизни в жертвенности и страдании стреляет в него и даже дважды. Когда Раскольников размышляет о своей сестре, о том, что же будет с ней, когда она, жертвовавшая собой ради него, узнает о всей тяжести совершенного им преступления, ему приходят в голову следующие мысли: «А выдержит эта или не выдержит?.. Нет, не выдержит; этаким не выдержать! Этакие никогда не выдерживают...» Раскольников отвергает жертву родных: «Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю!» И это далеко не единичный эпизод в романе: жертвенные поступки всех сфокусированных на Соне героев не принимаются окружающими. В конечном счете отрекается от зловещей жертвы Миколки-маляра тот же Раскольников. Распознает Миколкину жертву Порфирий Петрович и продолжает поиски настоящего убийцы. Неблагодарно поступает с Марфой Петровной Свидригайлов, ради которого она «столько сдела ла». Не оцениваются те муки, которые терпела от старухи- процентщицы ее сестра Лизавета. Все эти люди излучают добро и сострадание, то есть светят. Но от них нет тепла душе. Не только осветить жизнь страждущего, но согреть его душу способна только Соня Мармеладова. И. Ф. Анненский писал: «Сердце Сони так целостно отдано чужим мукам, столько она их видит и провидит, и сострадание ее столь ненасытимо-жадно, что собственные муки и унижения не могут не казаться ей только подробностью, - места им больше в сердце не находится». Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Но после совершения ею греха «Катерина Ивановна... подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела...» За истощенных голодом детей, которые благодаря Соне получили возможность выжить, за себя, смертельно больную, которой в тяжелую минуту жизни все- таки помогли, благодарила падчерицу Катерина Ивановна. Даже за мгновение до своей смерти она искренне жалела ее: «Иссосали мы тебя, Соня...» На этом же уровне, что и Катерина Ивановна, на уровне, когда Сонина жертва теплотой проникает в души людей, находится ее отец Мармеладов. Она «пробирает» его совесть, проявляя бесконечное сострадание, отдавая ему свои последние «греховные» гроши на непристойное пьянство в трактире. Об образе Мармеладова И. Ф. Анненский писал: «За Соней идет ее отец по плоти и дитя по духу - старый Мармеладов. И он сложнее Сони в мысли, ибо, приемля жертву, он же приемлет и страдание. Он - тоже кроткий, но не кротостью осеняющей, а кротостью падения и греха. Он - один из тех людей, ради которых именно и дал себя распять Христос; это не мученик и не жертва, это, может быть, даже изверг, только не себялюбец, - главное же, он не ропщет, напротив, он рад поношению. А любя, любви своей стыдится, и за это она, лю бовь, переживает Мармеладова в убогом и загробном его приношении». После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях... Благодарны ей не только дети, но и люди, окружавшие ее, которым такой поступок кажется воистину христианским, и даже ее грехопадение в этом случае кажется святым... Лучи тепла исходящего из Сониной души, достигают и Раскольникова, казалось бы, невосприимчивого к ее жертве... Он сопротивляется им, но все-таки в конце концов опускается перед ней на колени.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Тема жертвенности в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»