Философские социальные психологические и морально этические идеи романа Ф Достоевского «Преступление и наказание» - сочинение

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек»,- эта истина, высказанная Достоевским, близка к библейской, актуальна и в наше время. Писатель-гуманист стремился, чтобы такой мысли придерживались, так поступали и политики, и власть, и обычные граждане друг относительно друга.

Идеи, которые писатель проводит в своем романе, мы рассмотрим сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Работа в парах.

Составление вопросов по смыслу романа, озвучивание лучших, интереснейших вопросов.

2. Мини-тестирование.

1) Замысел романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» возник…

А) под влиянием наблюдения за окружающей действительностью;

Б) по опыту собственной жизни и размышлений;

В) на основе конкретного случая, о котором прочитал в газете.

2) По жанру роман Ф. Достоевского является…

А) детективно-реалистическим;

Б) социально-психологическим;

В) философско-психологическим.

3) В чем заключается новаторство Достоевского?

А) В смешении стилей, родов и направлений;

Б) в полифонизме романа;

В) в политической злободневности.

4) Какие вставные конструкции есть в романе?

А) Дневниковые записи героя;

Б) вставные рассказы;

В) письмо, сон.

5) Кого Раскольников сравнивает, ставит на одну ступень с нравственностью?

А) Соню и сестру Дуню;

Б) мать и Екатерину Ивановну;

В) Разумихина и Порфирия Петровича.

6) Раскольников верил…

А) в силу ума и трезвого расчета;

Б) в силу особых влияний и совпадений;

В) в силу сердца, собственной интуиции.

V. Формирование умений и навыков.

1. Работа в группах.

Учитель. Исследуйте идеи произведения с помощью текста, учебников, дополнительной литературы в группах.

Задача

I группа определяет философские идеи романа «Преступление и наказание»;

II группа определяет социальные идеи произведения;

III группа определяет психологические идеи произведения;

IV группа определяет морально-этические идеи романа.

2. Сообщение о результатах работы групп.

I группа. Доказывает недопустимость теории агрессивного индивидуализма: «тварь я дрожащая или право имею».

Долгие и одинокие раздумья о ходе человеческой истории убедили бывшего студента-юриста в том, что исторический прогресс основывается на насилии, страданиях, жертвах и невозможен без этого. Человечество делится на два неравных «разряда» - на людей «обычных» и «необыкновенных». Он даже написал об этом статью в газете.

«Наполеоновский миф» становится частью теории Раскольникова, а имя Наполеон - символом власти, «сильной личности». Власть нужна герою, чтобы освободить мир от зла, насилия, спасти Сонечку, мать, сестру, сирот Мармеладовых и тысячи им подобных. Идя на преступление, Раскольников хочет еще и выяснить, к какому разряду принадлежит он сам: «Смогу ли я переступить, или не смогу?.. Тварь я дрожащая или право имею?».

Дальнейшая история этого героя доказала губительность и для личности, и для общества агрессивного индивидуализма, основой которого является пренебрежение морали, эгоцентризм, проповедывание «вседозволенности».

II группа. К причинам, которые толкнули Раскольникова на преступление, бесспорно, принадлежит невыносимая бедность, полуголодное существование в каморке, невозможность уплатить за обучение в университете, постоянное унижение. Но на вопрос Сони: «Ты был голодный! Ты... чтобы должен помочь? Так?» - герой отвечает неуверенно и почти отрицая: «Нет, Соня, нет,- бормотал он, обернувшись и наклонив голов,- не был я такой голодный... я действительно хотел помочь матери, но... и это не совсем верно...».Он объясняет Соне, что его положение не было таким уж безвыходным, можно было найти какую-то работу («Уроки случались; по полтиннику предлагали. Работает же Разумихин!»). Раскольников, по его словам, обозлился, душа его взбунтовалась, так как была «поражена» не только личными страданиями, но и бедствием и несчастьями окружающего мира.

Способ борьбы с социальным злом Раскольников усматривал в том, чтобы получить личную власть, а потом уже делать благородные дела на свое усмотрение. Эта теория была обречена на поражение, вместо власти герой получил укоры совести и отчуждение от общества. Через убийство ростовщицы мир не стал лучше, наоборот: в нем прибавилось невинных жертв - таких, как Лизавета и ее еще неродившийся ребенок.

III группа. Достоевский считал, что социальная обусловленность характера, определенность его условиями существования как основной принцип реализма не исчерпывает всей сложности проблемы личности. Характер нужно объяснять еще и психологически. Раскольников от природы добрый, чуткий, великодушный. Последние деньги он отдает семье Мармеладовых. Помогал бедному товарищу, ухаживал за его отцом. Вместе с тем он чрезвычайно впечатлительный, самоуверенный, с пораженной гордостью. Достоевский считал, что в тенденции предъявлять обвинение во всем, обстоятельствам, а не человеку, есть недооценка личности, ее унижение. Поэтому Раскольников противостоит «страшному миру» не только как его «продукт», его жертва, но и как активная, психологически сложная личность.

Много героев Достоевского имеют раздвоенное «я», для них характерными являются болезненное воображение, «метание», сомнения души, и писатель старается в этом разобраться.

IV группа. В морально-этическом плане Раскольников принципиально отличается от своих литературных предшественников - пушкинского Германа из «Пиковой дамы», бальзаковского Растиньяка, Жульена Сореля из романа Стендаля «Красное и черное», которые также ощущали «внутренний бунт», несправедливость общества, но заботились при этом лишь о своих интересах - карьера, благосостояние. Героя Достоевского побуждает идея сожаления к пренебреженным и оскорбленным. «Не бывать этому миру!» - говорит он и приходит к мысли о «переступании» через «кровь». Такая всепоглощающая идея, которую автор назвал «идеей-страстью», «идеей-чувством», руководит человеком и обществом в переломные моменты их существования. Она выбивает личность из колеи, обнаруживает крайности, разногласия. Наказывая «зло» (ростовщицу), Раскольников лишает жизни и невинного человека (Лизавету), и это свидетельствует о том, что одно зло нельзя ни прекратить, ни преодолеть другим злом.

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Проблемный вопрос.

• Не делает ли значительное количество идей роман сложным философским трактатом, не лишает ли художественности?

VII. Домашняя задача.

Повторить особенности философских, социальных, психологических и морально-этических идей произведения; подобрать цитаты к образу Раскольникова.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

• Относительно теории сильной личности, «сверхчеловека» я считаю…

• Ближайшей мне есть идея…

• Очень хотелось бы…







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Преступление и наказание > Философские социальные психологические и морально этические идеи романа Ф Достоевского «Преступление и наказание»